Проводить газ, ставить фильтры или «дырявить дома»: как горожане и власти предлагают бороться с «черным небом» в Красноярске

774

16 февраля 2023


Тема «черного неба» касается каждого красноярца. В феврале этого года режим НМУ в городе едва успевали снять, как снова вводили. За последние несколько лет экологических улучшений нет – многократные обещания не выполняются, а удущающая дымка не уходит. Почему так происходит? Обсудили это в специальном эфире ТВК с экспертами и телезрителями. Итоги важного разговора – в материале ТВК.

В течение часа специального эфира ТВК у телезрителей была возможность высказаться и предположить – почему почти за 10 лет экологическая ситуация в городе не поменялась. Кто-то из красноярцев говорил, что все дело в плотной застройке, кто-то винил неэкологичный транспорт, однако большая часть дозвонившихся сошлись на том, что главная причина постоянного режима неблагоприятных метеусловий в Красноярске – это бездействие со стороны властей.

Несколько лет красноярцы пишут петиции, устанавливают датчики загрязнения воздуха и даже обращаются за решением проблемы к известным людям. Однако, ситуация не меняется – выбросов в Красноярске стало меньше всего 0,5% за 2021, установила Счетная палата.

На этом календаре ТВК отметили дни, которые красноярцы провели под «черным небом» с начала 2023 года.

«Это вопрос к органам власти и к ученым. Энергетики могут ответить только за свое производство»

«Черное небо» в Красноярск приходит, как правило, с началом отопительного сезона. Основные «загрязнители» воздуха в это время – ТЭЦ, частный сектор и различные малые котельни. В прямом эфире спросили, что представители СГК думают об экологической ситуации в городе.

«На красноярских ТЭЦ есть снижение выбросов. 2 марта будет 5 лет как началась экологическая модернизация красноярской ТЭЦ-1, уже ввели 8 электрофильтров из 14 запланированных . Началась модернизация оборудования – на ТЭЦ-3 строят новый энергоблок с современным фильтром. Перебросят мощности на ТЭЦ-3, она находится фактически за городом. 35 котельных в плане 30 уже замещены», – говорит заместитель руководителя красноярского отделения СГК Анастасия Дьякова.
Вопрос о том, кто основной загрязнитель воздуха в Красноярске, представитель СГК переадресовала органам власти и ученым. Энергетики могут ответить только за свое производство, пояснила Анастасия Дьякова. Перевод ТЭЦ на природный газ не решит проблему черного неба, уверена представитель СГК:

«У нас есть города, в которых есть магистральный газ, и там есть НМУ. Сейчас магистрального газа в Красноярске нет. Но даже если он появится, это не решит проблему. Чтобы перевести ТЭЦ на газ, их нужно переоборудовать. Это вопрос инвестиций. Газ – более дорогое топливо, чем уголь, у нас остро встанет вопрос цены тепла. И третье – если мы будем переводить большие ТЭЦ на газ, ничего больше не делая в городе, ситуация не изменится», – сказала Анастасия Дьякова.
Что для решения проблемы «черного неба» делают в Министерстве экологии?

В Министерстве экологии пояснили ТВК, что ведут несколько направлений деятельности:

– следят за промышленными предприятиями,

–обновляют подвижной состав общественного транспорта,

– переводят частный сектор на экологичные виды топлива.

В 2019 городу перед Универсиадой всем жителям частного сектора раздали бездымный уголь бесплатно. Отзывы об этом топливе были неплохие – он образует меньше золы. Однако, сейчас такой уголь бесплатно не предоставляют, а покупать его горожанам не по карману.

Тем временем, красноярцы создали петицию с просьбой спасти город от «экологической катастрофы». Ее подписали уже почти 44 тысячи человек.

Кого винят красноярцы?

В эфире ТВК телезрители высказывали свое мнение о проблеме «черного неба»:

«Я живу в микрорайоне Северный. Выходишь на балкон – не видно соседних домов, дышать невозможно. Даже через застекленный балкон дымка проходит в квартиры. Страшно не за себя, а за детей и внуков. В этом виноваты только наши власти. Их бездействие – основная причина. Пока не заменят власть, у нас так все и будет», – считает Нина Сергеевна.

«Я предлагаю вручить орден нашим властям за самый грязный город. Они ведь любят у нас самое рекордное – лестницы, елки, маяки, флагштоки и так далее», – пишет красноярец.

«Я тоже задыхаюсь, работаю курьером. Я думаю, если бы власти быстрее решали проблему и тратили на это деньги, все бы изменилось, и воздух бы стал чище. Видимо, для властей это не важно», – говорит Артем.

«Все из-за плотной застройки. Роза ветров уже не дует. Раньше ветер хорошо дул в Покровку, а сейчас просто стена. Есть примеры, где ученые хотят делать в домах дыры, большие окна, чтобы была циркуляция. Тогда природная роза ветров не будет меняться», – считает Евгений

«У автомобиля самые большие выбросы в тот момент, когда он трогается с места. Мало того, что мафия чиновников безобразно застраивает город, они при этом еще и не развивают дорожную сеть – через каждые 50 метров светофор. На каждом светофоре автомобили газуют – вот вам и выбросы. Причина – безответственность и безнаказанность чиновников», – считает Владимир Владимирович.

«Жизнь человеческая слишком дешево стоит»: в чем решение проблемы «черного неба» видят общественники?

  Общественник Игорь Шпехт в эфире ТВК заявил, что видит решение проблемы в льготном электричестве для частного сектора.

«Если вы не хотите проводить газовую ветку, будьте добры из бюджета, мы вообще-то платим налоги, сделайте льготное электричество для частного сектора. Они же все рассчитывают, у них же там не сходится. Это не так важно экономически человеческая жизнь. Если переводит на обычный язык с канцелярского, то все эти отписки говорят о том, что жизнь человеческая слишком дешево стоит по отношению к крупным компаниям, которые добывают уголь», – создатель проекта Nebo.live Игорь Шпехт.
Поможет ли переход на электромобили?

В январе этого года в Красноярске сделали 51 новую станцию для зарядки электромобилей. В мэрии города рассказали ТВК, что в муниципальном автопарке нет авто- и электротранспорта. Покупать новые авто и переоборудовать старые – дорого, говорят в администрации.

«Новые автомобили, оснащенные системой газового топлива, имеют высокую стоимость, и в текущих условиях производить их закупку было бы очень обременительно. Перевод имеющегося парка машин на газовое топливо также был бы сопряжен со значительными бюджетными расходами», – сообщили в мэрии.
Красноярка Виктория в прямом эфире ТВК завила, что выхлопов в воздухе больше от муниципального транспорта, чем от личных автомобилей.
 

«Мне 60 лет. Я автолюбитель. Я обожаю свой город, но давайте выстроим логическую цепочку. Власти настаивают, чтобы мы перестали пользоваться автотранспортом, так как мы дико загрязняем город. Я вижу на дорогах муниципальный транспорт – автобус иногда так «пыхнет», что окно в своей машине хочется закрыть. Большегрузы также загрязняют нашу атмосферу. Обычно у нас атмосфера меняется по ночам. В это время транспорта практически нет. Если уж власти говорят, что виноваты автолюбители и транспорт, тогда откуда ночью это берется? По наблюдениям, это связано с частными шиномонтажками, частными котельнями и предприятиями, которые заинтересованы в том, чтобы незаметно произвести выброс», – говорит красноярка Виктория.


Горожане присылают в редакцию ТВК кадры плотного смога над городом и жалуются на першение в горле. Собрали все фото и видео – смотрите по ссылке/