«Они пытаются консолидировать энергию обиженных и слабых»: психолог о ЧВК «Редан» и о том, как разговаривать с детьми о субкультурах

980

28 февраля 2023


Недавно в России появилась новая молодежная субкультура – ЧВК «Редан». О ней узнали после того, как «редановцы» устроили несколько массовых драк в Москве и других городах. Как правильно поговорить с ребенком о молодежных субкультурах? Могут ли родители предотвратить вовлечение ребенка в подобные течения? Советы дала психолог Инна Драчева.

Как правильно с ребенком поговорить о субкультурах?

Основное правило – информационная безопасность. Не нужно разговаривать с ребенком тогда, когда случилось ситуация. Информационная безопасность заключается в том, чтобы давать общую информацию ребенку заранее. Мы должны периодически возвращаться к тому, что мы готовим ребенка к жизни. Мы должны ему рассказывать о том, что помимо культур бывают субкультуры, чем они отличаются и какие люди туда входят.

Мы не должны назидательным тоном говорить ребенку о том, чего он не должен делать. Частица «НЕ» не усваивается. Должен быть контакт с ребенком. Я рекомендую разговаривать о таких темах именно тому родителю, который наиболее близок к ребенку. Если вы накануне отчитали ребенка за то, что он бессовестный и не оправдывает ваши ожидания, а потом изъявляете желание поговорить о таких вещах, это не сработает.

Выберите для разговора подходящий момент. Не разговаривайте с ребенком только потому, что увидели ужасы в телевизоре.

Насколько культура аниме безопасна для детей?

Сама культура безопасна. Опасность возникает тогда, когда она преподносится в извращенном виде. Ко мне приходят подростки с определенными видами ауто-агрессии и порезами. Тут не нужно проводить глубокую диагностику, чтобы понять, что ребенок стал жертвой патологического ответвления культуры аниме.

Японская культура теряет контекст правильного преподнесения. Этим пользуются люди, которые ориентированы на поколение с неустойчивой и нестабильной психикой. Это эмоциональные и восприимчивые дети, у которых нарушены контакты со сверстниками. Это дети с заболеваниями, которые отражаются на нервной системе. Такие дети – мишень для непорядочных людей, которые культуру аниме превращают в субкультуру, доводящую до нехороших вещей. Дети замыкаются. Родители отмечают, что дети становятся закрытыми – закрывают шторы и двери, просят не входить . Это на 100% не говорит о том, что ребенок вовлечен в подобное сообщество, но вероятность того, что извращенные формы культуры превратились в патологические течения субкультуры.

Такие дети неправильно трактуют идеологию, потому что родители не познакомили с самой культурой. Им ребенок говорит уже по факту, что он знает. Родители удивляются. Мы заходим в тупик. Мы по факту работаем с последствиями, но не занимаемся профилактикой.

Почему подростки идут не в кружок юных космонавтов, а к анимешникам?

Это что-то неизведанное. Это вызывает сопротивление родителей. К 12 годам дети начинают искать себя и задаваться вопросом «Кто я?». Если в этот момент родители потеряликонтакт с ребенком , он начинает проверять самое эмоциональное и протестное. Ребенок ищет запретный плод. Если вы преподнесете что-то как запретный плод, ваш ребенок обязательно этим заинтересуется.

Нужно ребенку давать разные позиции – есть разные политические партии, разные движения и разные культуры. Нет плохого и хорошего, есть разные. Важно, чтобы ребенок узнавал это от родителей. Мы научили ребенка ходить и держать ложку, а эту информацию мы забываем донести. Нужно помнить, что грань между пропагандой и профилактикой очень тонкая грань. Если вы свалитесь на ребенка и выдадите ему много информации, это будет уже пропаганда. Ребенок, не готовый к такому объему информации, полезет в интернет и найдет там то, чего вы не знаете.

Подросток способен сам определиться – хочет ли он присоединиться к анимешникам, готам или куда-то еще?

Определение идет с точки зрения того, что ребенку близко. Есть субкультура, которая пропагандирует декаданс. Есть течения, которые призывают выделяться и ярко краситься. Кому что хочется, в то они и вовлекаются.

Тут нужно работать с эмоциональным состоянием ребенка, наблюдать за ним. Тогда мы будем понимать, к чему он склонен. Например, если у него проблемы с самовыражением, он может дружить с одними, если проблемы с подавленными эмоциями – с другими. Если он стал с жертвой буллинга, он присоединится к ЧВК «Редан». Если разделить «редановцев», они не агрессивны. Но если они собираются, они чувствуют силу вместе. Какая это сила – уже другой вопрос.

«Редановцы» пытаются за себя постоять?

Они пытаются выделиться и консолидировать энергию обиженных и слабых. Чаще всего агрессия – это самозащита. Один ребенок, который не может за себя постоять в конкретном случае, встречает второго такого же. К ним присоединяется третий. Сейчас модно быть сильным. И тут работает убеждение «Вместе мы – сила».


Субкультуры были разные и всегда. И из представителей субкультур в молодости вырастают хорошие люди.

Если ребенок попал в субкультуру, это не значит, что он стал жертвой и на нем нужно ставить крест. Я родителям всегда говорю: «Не воспринимайте это как катастрофу». Ребенок рано или поздно выйдет из этого движения, а мы не должны переставать быть родителями. Мы должны быть рядом и все пережить. Да, с направляющей помощью. Мы не должны забывать, что родитель – это друг, но без панибратских отношений. Любую ситуацию можно пережить. Помогите ребенку, дайте ему надежду – свет в конце тоннеля есть, и вы его включили. Подайте ему руку и пройдите этот промежуток вместе. Не надо красить волосы и надевать балахоны вместе с ребенком, но и гнобить не надо. Иногда дети уже и готовы расстаться с субкультурой, но из-за протеста родителей и общества они продолжают это делать даже против своей воли.


Мы видим, что герои подростков сейчас – это персонажи Marvel и DC, герои аниме, а российских персонажей они не берут как образцы для подражания у них нет. Почему так происходит?

Здесь и мы играем роль. Ведь мы же начинаем отвергать все то, что «не наше». Протестное отношение родителей к западным мультикам влияет. Мы должны преподносить их с точки зрения информации. Рассказывать, что есть и такие, и такие мультики.

Не все советские мультики правильные и не все западные – плохие. Не настраивайте себя и ребенка на однозначность. Кога я у родителей спрашиваю, почему они переключают западные мультики, они говорят: «У нас есть свои». А свои у нас какие? А мы определились? Это называется информационная гигиена – поглощая информацию, мы ее фильтруем, а затем даем детям.

В названии у «редановцев» есть «ЧВК». Это влияние общего милитаристского фона в стране?

В каждом периоде истории фон влияет. Вопрос только в том, кто за этим фоном стоит и кто направляет это влияние. Я бы не сказала, что современная политическая ситуация оказывает сильное влияние. Наверное, влияние оказывает общая ситуация и агрессия. Нам нужно быть более терпимыми и менее агрессивными. Внутреннее напряжение и стрессы больше влияют.