«Игрушка в руках олигархов»: основатель «Афонтово» и политолог о губернаторстве Лебедя

553

1 марта 2023


Фильм «Редакции»* об Александре Лебеде собрал уже почти 4 млн просмотров на YouTube. Жители Красноярского края, судя по статистике, смотрели фильм необычным способом – с середины. Что в фильме было хорошей журналистской работой, а какие темы оказались нераскрытыми – обсудили с основателем «Афонтово» Александром Карповым и политологом Сергеем Комарицыным.

Каким способом вы посмотрели фильм?

«Сначала посмотрел на прогоне, потом – более подробно. В некоторых местах я останавливался: не только про Красноярск, но и в начале фильма. Мне было интересно, как они все покажут. Это достаточно качественная работа, профессиональная, но, по-моему, она не достигла задачи, которую ставили авторы. Объективная картина в итоге, даже судя по комментариям, не получилась», – рассказал Сергей Комарицын.

Можно ли назвать эту работу хорошей документалистикой?

«Я с огромным уважением отношусь к команде и проектам «Редакции»* и считаю себя не в праве оценивать их работу. Это их взгляд на генерала Лебедя и его историю. Я участвовал в этом проекте, потому что знаю о деятельности Лебедя на посту губернатора Красноярского края, и собственно об этом говорил – оценки у меня были крайне негативные», – отметил Александр Карпов. 

В фильме Лебедь предстал в двух ипостасях – генерал и губернатор. Видимо, ко второй у многих жителей Красноярска были вопросы, но, возможно, это не отвечало задачам фильма. Изначально посыл был в том, является ли Лебедь генералом-миротворцем?

«В конце фильма Алексей Пивоваров** сам говорит, что расстался с мифами, с которыми жил 25 лет. Его карьера как журналиста начиналась у нас в Красноярске в 1998 году. Это была его первая большая журналистская работа, и теперь ему было интересно в личном плане отнестись ко всему, но изначально у них была комплементарная задумка. Конечно, в самом фильме говорилось, что есть разные точки зрения, но контекст получился все-таки более пролебедевский. Это качественная журналистская работа, но по содержанию, кажется, чего-то не хватает» – считает Сергей Комарицын.

«К сожалению, мои фразы, которые вошли в фильм, были абсолютно нейтральные. Но 90% моей речи было посвящено тому, что губернаторство Лебедя в Красноярском крае – это, пожалуй, самые мрачные и темные времена. Такого издевательства над людьми, над экономикой край еще не знал», – отметил Александр Карпов. 

Какой самый яркий момент, который вы бы хотели, чтобы услышали зрители? Какого аспекта не хватает для полноты картины?

«Не прозвучало самого главного. Лебедь был одной из фигур на доске известного комбинатора Бориса Березовского. В этом смысле никто – ни сам Лебедь, ни его московские патроны не заботились об интересах края. Все понимали, что время президента Ельцина на исходе, поэтому нужно держать Лебедя в медийном пространстве. Для этого ему нужно было стать губернатором могучего Красноярского края, а медийную активность ему обеспечивал телеканал ОРТ и деньги», – рассказал Александр Карпов.

Получилась ли синергия «могучий генерал-губернатор – могучий Красноярский край»?

«Тематика, которую я считаю основной – это роль олигархов, существовавшая со времен выборов президента РФ в 1996 году. Лебедя сделали самой популярной фигурой в стране. Чем это закончилось, когда он пришел в Красноярск, как игрушка в руках олигархов? Более 90% предприятий в крае были обанкрочены. Это было криминальное банкротство – растаскивание собственности. Что здесь происходило – и с экономикой, и людьми, репрессии, смерти. Надо об этом говорить в контексте губернаторства Лебедя», – отметил Сергей Комарицын.

Есть такое ощущение, что все-таки он хотел изначально понравиться красноярцам?

«Это был проект Березовского. Лебедь, когда приехал сюда, несколько раз называл край Краснодарским, Шарыпово – Шарапово и так далее. Конечно, он пообтесался – 4 года здесь провел, но изначально приезжал ненадолго. Они думали, что Ельцин уйдет. Лебедя отправили в Красноярск, потому что на этом сошлись интересы всех. Одни думали, что здесь он закончит карьеру, а другие рассчитывали, что это будет площадка для президентских выборов», – считает Сергей Комарицын.

Какая была бы социально-политическая обстановка, если бы он пошел на второй строк?

«Есть миф, что он доверял людям, а люди его любили. Он действительно был харизматичный, за словом в карман не лез, был быстрый на реакции, но дело в том, что за 3,5 года его губернаторства случился полный крах. Постоянные скандалы в администрации, челноки-однодневки, которые уезжали в Москву сказочно богатыми людьми, постоянные банкротства предприятий, гопники в малиновых пиджаках, которые стреляют по флагам в деревнях – эти скандалы действовали крайне негативно. Незадолго до смерти в выборах в Законодательное собрание он занял только 3 место. К тому моменту у него уже не было федеральной поддержки от ОРТ, который больше не принадлежал Березовскому, президентом уже был Владимир Путин, а финансы закончились. У Лебедя не было ни популярности, ни поддержки, и выиграть новые выборы в Красноярском крае он уже не мог.

Лебедь как был военным, так и остался, и губернаторство было для него очередной военной операцией. Его бывшие замы были не соперники и не оппоненты, а враги, которых надо было зачистить. Поэтому появились все эти дела – Кузмина, Корнева, Черезовой, Гитина. Лебедь был в курсе всех этих тем, и говорить, что он не знал и доверял людям – это абсурд», – заявил Александр Карпов.

«У Лебедя не были никаких шансов. В далеких деревнях, где люди жили другими представлениями, через административные ресурсы, он действительно набрал голоса. Но я хочу напомнить, что даже на выборах в 1998 году в обоих турах Лебедь проиграл и в Красноярске, и в Железногорске, и в Ачинске», – рассказал Сергей Комарицын.

* проект Алексея Пивоварова, признанного Минюстом иноагентом

** признан Минюстом иноагентом