«Цены уже поднялись на 400-600 тысяч»: как изменится российский авторынок после повышения утильсбора

676

3 августа 2023


С 1 августа в России увеличился утилизационный сбор. Как это повлияет на авторынок и ценообразование? Станет ли качество отечественных автомобилей лучше? Какие изменения ждут российских автолюбителей после запрета на ввоз машин, который с 9 августа вводит Япония? Обсудили тему с руководителем компании Автоаукцион «Честная цена» Валерием Тамбовцевым.

Основные тезисы:

  • Рынок реагирует очень быстро. Цены на авто поднялись на 400-600 тысяч рублей. Люди в панике создают искусственный спрос. При этом рынок сжимается, потому что у людей становится меньше возможностей не только приобрести автомобиль, но и содержать его.

  • Тенденция к увеличению цен заметна давно. «Москвич» уже поднял цены, и не исключено, что еще поднимет. Представители «АвтоВАЗа» заявили, что качество машин улучшится, но пока об этом рано говорить. Конечно, доля продаваемых отечественных автомобилей на российском рынке увеличится, если поток ввозимых в страну машин снизится в разы, но это будет ситуация безысходности.

  • По льготному тарифу на утилизационный сбор физические лица смогут ввезти машину для личного пользования раз в год. При продаже автомобиля в течение года со дня ввоза утильсбор будет платить тот человек, который завез машину в страну, то есть растаможил ее.

  • Покупателям нужно более тщательно проверять через ГИБДД или электронные системы, на кого завезли автомобиль и от чьего имени его продали. Иначе можно попасть в ситуацию, когда придется платить утилизационный сбор за продавца.

  • В первую очередь, новый закон ударит по автобизнесменам – частникам, которые перегоняют машины – и потребителям. Официальные дилеры могут подвинуть маржинальность, но тогда некоторые из них будут делать упор на гарантийное обслуживание, чтобы остаться на плаву.

  • Параллельный импорт есть, и он также может быть лазейкой в новом законе, но как долго это продлится – сложно сказать. В случае, если в стране автопроизводителя появится запрет на продажу машин в Россию, то, скорее всего, там же и начнут отслеживать параллельный импорт, а страны, через которые их завозят, задумаются, что им проще продавать свои автомобили.


Напомним, председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил пересадить чиновников и депутатов на отечественные автомобили. Поддерживает это решение и министр финансов страны Антон Силуанов. Говорят, есть модели Aurus, «Москвич» и Lada – на них и нужно переходить. Красноярские чиновники говорят, что готовы, но российские модели сейчас дорого стоят, и массовой замены привычных Lexus и Toyota ждать не стоит. Впрочем, это уже не первая попытка заставить чиновников передвигаться на русских машинах – все прежние провалились.