Год с начала СВО: как изменилась жизнь россиян

1259

24 февраля 2023


24 февраля исполнился ровно год с начала специальной военной операции. За это время жизнь россиян существенно изменилась. Экономика, развлечения, путешествия, СМИ – эти и не только сферы претерпели значительные трансформации и, кажется, уже никогда не будут прежними. Какие итоги года спецоперации уже можно подвести?

Экономика

С началом СВО Российский рынок стали массово покидать иностранные бренды. Это коснулось даже относительно недорогих категорий товаров – одежды, косметики, продуктов питания. Конечно, бизнес стал искать обходные пути. На смену, например, европейских брендов пришли турецкие и индийские. Это касается одежды. Все мы узнали о новом понятии – «параллельный импорт». Но на 100% ситуацию это не исправило, так как «обходные пути» хоть и открыли доступ к товарам, но из-за логистики цены выросли. Теперь, говорят эксперты, россияне откладывают крупные покупки и переходят на рациональное потребление и еду, например, покупают в дискаунтерах.

«Недвижимость, автотранспорт, путешествия и подобные различные вещи, которые занимали значимую долю в бюджете людей, сильно подорожали. Люди стараются по минимуму потреблять или пытаются отложить это. Второй момент – сложилось так называемое рациональное потребление. Да, инфляция, да, конечно, цены выросли. Люди не потеряли работу, их доход не сократился значимо, но они стали серьезно относиться к своим деньгам, к своему бюджету и более рационально потреблять», – говорит эксперт в сфере маркетинга Виктор Бахов.
Существенно изменилась и финансовая сфера. Многие российские банки, в том числе и самые крупные – Сбер и ВТБ – отключили от системы «Свифт». Это важная часть коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающая международные денежные потоки. Отключение банков от доступа к Свифт ограничивает потоки в эту страну и из неё, что приводит к экономическим потерям.

На валютном рынке – новые главные игроки. Доллар и евро, которые раньше считались основными для сохранения денег, теперь называют токсичной валютой. Зато за прошедший год популярность набрали японская йена и китайский юань. Юань обогнал доллар по объему торгов на Мосбирже, а сам объем торгов в паре рубль-юань увеличился в 40 раз. В 2023 Минфин России даже планировал закупать китайскую валюту для пополнения резервов Фонда национального благосостояния. Вот как это объясняют эксперты.

«Я думаю, что покупка юаня – это единственная сейчас реальная возможность для покупки валюты, потому что доллар и евро находятся под санкционными рисками. Покупка этих валют нежелательна. Конечно, китайский юань не является полностью рыночной свободно конвертируемой валютой, но, с другой стороны, обороты юаня на Московской бирже выросли достаточно сильно в этом году, и юань достаточно ликвиден на бирже. Поэтому теоретически и практически юань можно покупать даже с учетом его неполной рыночности», – поясняет инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.

Развлечения и СМИ

Прошедший год ознаменовался уходом с ТВ таких заметных фигур как Иван Ургант, Дмитрий Нагиев, Максим Галкин, которого Минюст России впоследствии признал иностранным агентом. Эксперты говорят, что связано это как с позицией государственных телеканалов, так и с позицией самих телеведущих.
«Это реалия времени, когда государственные каналы полностью переверстали сетки и стали на колеса пропаганды и освещения военной темы. Все развлекательные программы ушли из эфира. Это была позиция государства и государственных телеканалов. Иван Ургант – мегапопулярный ведущий, также как и Максим Галкин, который теперь признан властями иноагентом – он уехал из России. Невозможно представить эти программы в эфире государственного телеканала и этих ведущих тоже. Даже Дмитрий Нагиев не ведет теперь «Голос», ровно потому что у них такие позиции и такие взгляды. Эти ведущие не могут себе позволить выходить в эфир на «Первом канале», – считает журналист и медиаобозреватель Арина Бородина.
Сетки телеканалов на продолжительное время остались без развлекательных программ. Их заменили политические шоу вроде «Вечер с Владимиром Соловьевым», «60 минут» и другие. Так, по данным Медиаскоп, в 2022 году доля социально-политических программ стала рекордной за последние 15 лет. Количество общественно-политических СМИ сократилось. «Новая газета», «Эхо Москвы», T-Journal и многие другие больше недоступны для аудитории. Одни закрылись, сайты других заблокировал Роскомнадзор.
 

Изменения коснулись и культуры. Так, например, имя известного российского писателя Бориса Акунина убрали с афиш театров, где проходят спектакли по его произведениям, а выступления музыкантов, которые высказывались против спецоперации, теперь в России организовать невозможно. Многие из них также пополнили список иностранных агентов. Одно из последних громких имен там – певица Земфира. Всего же сейчас реестр насчитывает 552 физических и юридических лица. Их массово начали вносить как раз с начала спецоперации.

Продажа техники

Есть и сферы, которые со временем пришли в относительную норму. Так, например, в сфере продажи техники, говорят участники рынка, после февральских потрясений все стало почти так, как было раньше.

«Огромная часть того, что о чем разговаривали, о чем переживали, чего ждали, что у нас писала там пресса, кто куда уйдет, что как случится, какие будут цены – этого не произошло. Ровно год назад было огромное количество прогнозов, которые были ужасны, они все не сбылись. Цены поменялись очень слабо. Вы приходили, например, и видели смартфоны, которые стоили от 20 до 40 тысяч, крутые – от 60 до 100 тысяч рублей. Вы придете сейчас в магазин, вы увидите тоже самое. В конечном счете все равно мы видим, что примерно на 10% товары сейчас стоят дороже, чем они стоили год назад», – объясняет специалист IT-индустрии, владелец сети «Техномакс» Максим Багаев.

Туризм

Сфера туризма, говорят участники рынка, тоже не сильно пострадала. Логистика из-за закрытия аэропортов усложнилась, но с пересадками, по-прежнему, можно поспасть в любую страну. Европейские визы все же получать удается. Процветает и внутренний туризм. По словам турагентов, за этот год туристы открыли для себя новые направления.
«Многие туристы переориентировались. Они делали переброни на другие направление, на другие курорты, тоже в целях безопасности. Скажу так: у нас огромный спрос на внутренние направления в этом году. Огромный. У нас каждый день практически приходят заявки на Кавказские минеральные воды, на Дагестан», – делится руководитель туристического агентства Анастасия Бледных.

Психологическое состояние людей

Но если туризм как-то справляется, то оценки психологического состояния людей не такие радужные. Психотерапевты заметили 2 всплеска повышения уровня тревоги у людей – в феврале, когда началась спецоперация, и в сентябре, когда объявили частичную мобилизацию. Но даже между этими критическими точками населению было неспокойно.

«Между этими двумя этапами было… Наверное, лучше назвать это адаптацией. Люди пытались понять, как себя вести в самом начале. Пытались принимать какие-то решения. При этом тревога была высокая за счет того, что люди не знают, какое решение будет правильным. Особенно более молодое поколение – до 30-35 лет. Люди были более тревожные, чем более старшее поколение, которое уже было в таких ситуациях непредвиденных, когда будущее не определено», – говорит врач-психотерапевт Мария Страупе.

Итоги

Сейчас уровень тревоги все еще повышен. За этот год кому-то пришлось кардинально поменять свою жизнь. Многие россияне сменили местожительство. Самыми популярными странами для релокации стали Казахстан, Грузия, Узбекистан и Турция. А у кого-то почти ничего и не изменилось.

В соцсетях ТВК мы провели опрос.16% проголосовавших заявили, что за этот год их жизнь никак не изменилась. 46% ответили, что изменения есть, но несущественные. 38% подписчиков заявили, что для них все изменилось кардинально. Вообще же, как уже отмечалось ранее, прогнозы, которые эксперты давали в начале СВО, не сбылись. Экономика не рухнула, полки в магазинах не пустуют, но спецоперация продолжается, и прогнозов об ее окончании пока нет. Неопределенность – наша новая реальность

.