Год без зарубежных брендов: как изменилась российская индустрия красоты после ухода иностранных марок

725

21 марта 2023


Beauty-индустрия, как и все остальные сферы, сейчас переживает не лучшие времена. Уже год, как с российского рынка массово ушли зарубежные косметические бренды. Начали экономить на услугах салонов красоты и сами клиенты. Что изменилось за это время в индустрии красоты?

Студия красоты Инны Гуцуляк – премиум сегмента. С началом февральских событий в 2022 году ее бизнес, как и многих других, оказался в затруднительном положении – бренды начали уходить или ставить проекты на стоп. По данным РБК, на долю импортной продукции приходилось около 60% российского рынка. Возникшие логистические трудности плохо сказались на многих салонах красоты. Тем не менее, студию Инны беда миновала. Beauty-мастер рассказывает, что бренды в ее нише остались, однако сложности в самом начале возникли с клиентами и их финансовым положением, поэтому пришлось искать лазейки.

«Бюджет наших клиентов пришлось пересматривать. В самом начале была некая паника, даже на две недели небольшое затишье, но мы для своих клиентов сделали специальное предложение. Оно заключается в услугах гораздо ниже обычного прайса. Обусловлено это тем, что мы выбираем те материалы, которые производятся у нас в России, то есть это наши местные производители», – рассказывает руководитель красноярской студии красоты Инна Гуцуляк.


С весны прошлого года россияне довольно резко перешли на отечественного производителя. Спрос на российскую косметику с начала 2022 вырос в 30 раз, пишет «Коммерсант». Однако эксперты объясняют, прошлой весной это были импульсивные покупки под влиянием паники. Сейчас же рынок beauty-продуктов подуспокился – продавцы изучают новые возможности отечественной косметики и налаживают логистику, клиенты же пока присматриваются к новичкам. Именно поэтому запуск уже знакомых проектов по типу «Золотого яблока» для красноярцев сопровождается всеобщим ажиотажем.

«Магазин «Золотое Яблоко» работает в ТРЦ «Планета» с первого марта, а торжественное открытие магазина состоялось на прошлой неделе. По случаю открытия, в «Планету» приезжали многие бьюти-блогеры, например, Гоар Аветисян и Сердар Камбаров. Все это способствовало, конечно, увеличению трафика. За три недели марта трафик в «Планете» увеличился на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – рассказали в ТРЦ «Планета».


Аналогичная ситуация и в сфере красоты для мужчин. Набирающие в последние несколько лет популярность барбершопы, или попросту салоны мужской стрижки головы, бороды и усов тоже чувствуют просадку и в клиентах, и в продукции. По словам Павла Сенькова, который работает в этой индустрии не первый год, чувствуется, что мужчины экономят. Некоторые клиенты уехали из страны, некоторые стали постригаться не раз в месяц, а раз в 2 или 3 месяца. Проблемы с поставками мужских брендов тоже есть, но продукты всё равно приходят.

«Дефицит с поставками мужских косметических средств ощутимый. В среднем, цена в закупе повысилась на 10-25%. Некоторые бренды полностью ушли с рынка, наверное, 15% из ассортимента барбершопа, которым мы пользовались. Да, мы присматриваемся к новым российским брендам – очень выгодная цена, оперативная доставка. Пробуем, тестим, пока что качеством не совсем довольны», – рассказывает барбер Павел Сеньков.


По оценкам некоторых специалистов, спрос на локальные бренды в течение всего прошлого года постепенно увеличивался, такая тенденция сохраняется и в 2023. Тем не менее, в данном случае речь идет больше про эконом-сегмент. Здесь, говорят эксперты beauty-индустрии, люди готовы к экспериментам и новым нишам. С потребителями класса «люкс», куда входит и парфюмерия, и косметика, и уходовые средства, куда сложнее. Люди из этого сегмента требуют проверенного и качественного продукта.



«Не всегда будет возможен блицкриг, российский потребитель достаточно искушенный. Нужно качественно продумывать рецептуру – косметический рынок требует определенных инвестиций: на разработку хорошего продукта требуется 6-9 месяцев. Пока, к сожалению, в России мало получалось красивых и успешных примеров косметики локальной класса «люкс» – эти вершины еще не взяты», – говорит организатор международной косметической выставки InterCHARM Анна Дычева.




Кроме того, взоры многих покупателей сейчас устремлены на корейскую и белорусскую продукцию. Она постепенно осваивается на российском рынке. И на нее многие эксперты делают ставки – ведь параллельный импорт не пользуется большим спросом у заказчиков, а остатки европейских брендов рано или поздно закончатся. Тем не менее, пока тягаться с мастодонтами косметического рынка в России им достаточно тяжело. И дело даже не в качестве продукции. Специалисты считают, менять, в первую очередь, нужно вектор мышления потребителя, который пока заточен на знакомые, но уже ушедшие, бренды.