«Музыка – один из мостиков
в прошлое»
почему мы переслушиваем старые хиты и каверы на них?
«Кукла колдуна», «Позвони мне, позвони», «Комарово», «Седьмой лепесток». Треки из прошлого не отпускают своих слушателей – звучат в наушниках, по радио, на вечеринках. Жизнь старых хитов продляют и каверы на них, которые особенно любит молодое поколение. Почему мы переслушиваем песни из прошлого и нам так нравятся их новые версии?
Сериал «Король и шут», который выходил на «Кинопоиске» со 2 марта по 13 апреля, возродил популярность одноименной панк-рок группы. Если открыть музыкальные чарты «Яндекс.Музыки», «VK Музыки», Apple Music – топ 100 популярных треков – хиты «Короля и шута» попадаются в разных десятках.

Если пробежаться по чартам, например «Яндекс. Музыки», кроме «Короля и шута» треков из прошлого в их оригинальных версиях не найти. Но есть каверы на старые хиты – то есть молодые исполнители перепевают их на свой лад. В чарте можно услышать новые версии хитов из 00-х , 90-х и даже 80-х.

«Седьмой лепесток» – Антон Токарев
Оригинал: Hi-Fi, 2004
«Иностранец» – GOARTUR
Оригинал: Валерий Меладзе, 2005
«Где ты» – «Три дня дождя»
Оригинал: «Инфинити», 2008
Из раритетных – 80-х – в чарте висит современная версия «Позвони». Той легендарной песни Ирины Муравьевой из кинофильма «Карнавал». Фильм 1981 года, а песня до сих пор взрывает чарты. Пусть и в виде кавера от Nivesta и DJ Smash. Такая же история и с хитом «Комарово», который в далеком 1985 впервые исполнил Игорь Скляр. Обновленная версия этой песни теперь в чарте – она стала саундтреком к приключенческой видеоигре, которая вышла в феврале 2023 года.
«Позвони» – DJ SMASH & NIVESTA

Оригинал: Ирина Муравьева, 1981
Komarovo – DVRST Phonk Remix, DVRST, Игорь Скляр, Atomic Heart
Оригинал: Игорь Скляр, 1985
Кстати, остальные саундтреки игры – тоже каверы хитов из прошлого. «Трава у дома», «Арлекино», «Звездное лето», «Стоят девчонки», «Косил Ясь конюшину», «Утомленное солнце», «Либертанго». Интересно, что оригиналы последних двух треков из далекого прошлого – «Утомленное солнце», судя по «Википедии», впервые сыграли в 1937, а «Либертанго» – в 1974 году.
Каверы на старые хиты попадают в чарты не только музыкальных платформ, но и радио, и телеканалов, например «МУЗ-ТВ». Конечно, корни треков уходят не так далеко в прошлое, как «Утомленное солнце», но конец 80-х – 00-е послушать получится. В том числе в российские чарты попадают каверы на зарубежные хиты. Вот, что из отечественного и иностранного часто крутят на радио и ТВ:

«Угонщица» – МИЧЕЛЗ, Элона Миллер
Оригинал: Ирина Аллегрова, 1994
Don't Speak – Chaël ft. kaii

Оригинал: No Doubt, 1995
I Keep On – Filatov & Karas
Оригинал: Алла Пугачева, 1986
I'm Good (Blue) – David Guetta & Bebe Rexha

Оригинал: Eiffel 65, 1998

Не только в чартах и на радио
Каверы на старые песни любят не только слушать, но и исполнять. Руководитель красноярской вокально-инструментальной студии «Фиеста» Екатерина Коломейцева говорит, что в их репертуаре большая часть – песни из прошлого.
«В старых песнях, смотря, конечно, какие хиты и какой эпохи, например, взять 70-80-е, в них, наверное, интереснее сама мелодика, само инструментальное сопровождение. И там есть, чему поучиться нам, современным людям. Если говорим про 90-е, то они сейчас, наверное, в тренде до сих пор. И 00-е. Мы их тоже берем. Берем даже ретро-репертуар – от 50-х до современных. В принципе исполняем любые хиты, но, наверное, больше упор на 90-е 00-е».
По словам Екатерины, аудитория всегда тепло встречает старые треки. Об этом говорит и солистка красноярской кавер-группы Non-Stop Екатерина Андреева:
«90-е и 00-е исполняем постоянно – аудитория очень любит эти песни, а мы ведь выступаем для людей. Так что на публику работает в большинстве, даже побольше, чем современные песни. Я росла и училась на зарубежных песнях, и исполняла в основном только их. И вот в 27 лет мне поступил запрос на выступления с русским материалом – Пугачева, Киркоров в своем каком-то лаундж-исполнении. Я стала петь в определенных местах такой репертуар очень часто, мне очень нравится. Мне нравится, как реагируют люди, они это всегда подхватывают. Но особо популярны 90-00-е, не только я исполняю, но и многие наши коллеги, кавер-группы, лаундж исполнители».
Екатерина считает, что сейчас исполнять каверы – модно:
«Современная музыка стала менее музыкальной, большинство однообразного и похожего, меньше возможности попеть, пропеть, почувствовать. Певцы, например, вокалисты, им приятнее покопаться в старой музыке, взять что-то из прошлого популярное и легендарное, переделать на свой лад. Эти каверы становятся популярными, много есть историй, что молодые люди песню "Седьмой лепесток" не слышали в исполнении группы Hi-Fi – оригинале – но узнали благодаря Антону Токареву, который ее исполнил на "Голосе". Сейчас очень популярно делать каверы на старые песни, в основном их делают молодые исполнители, они привлекают молодую аудиторию к трекам из прошлого».
И молодежь действительно подхватывает старые треки, знает их наизусть:
«По моему опыту, уже не первый год происходит, что молодежь очень хорошо знает песни, с которыми росли их родители, а не они сами. Мы приходим на выпускные – даже в прошлом, позапрошлом году, школьники кричат как Элджея наизусть, так же и "Руки вверх", так же и Валерия Меладзе. Молодежь все эти песни знает. Старая музыка очень сильно пользуется популярностью».
Event-диджей Денис Плющев также отмечает, что молодежь любит старые треки. Он рассказывает: если на выпускном или другом молодежном событии включить какой-то хит из прошлого – его тут же подхватывают:
«Молодежь обычно не просит старые треки. Обычно конкретно что-то из современного. Но я сам включаю, и вся музыка из прошлого хорошо заходит. Все потому, что в Tik-Tok , Instagram* очень много сейчас трендовых видео, было время, что снимали под ремейки или под оригиналы старых песен. Сначала у меня у самого было удивление: откуда они знают эти песни, люди, которые родились в 2000-м танцуют под "Крошка моя", которая написана в 1998. Скорее всего, из соцсетей это тянется и заходит все очень хорошо».
*Социальная сеть Instagram принадлежит Meta, деятельность которой признана экстремисткой и запрещена на территории РФ.
Почему мы любим старые треки?
Музыкальный критик Олег Кармунин, автор Tg-канала «Русский шаффл» говорит, что так называемая ретромания – любовь к чему-то из прошлого – явление не новое. Оно было всегда в культуре, в частности в музыке. И чаще всего люди обращаются к прошлому, потому что там остались теплые воспоминания.
«Ретромания началась, мне кажется, очень давно, потому что люди всегда ностальгировали по тому, что было раньше. В Серебряный век – по поэзии золотого, в Возрождение по античности и так далее. То есть ретромания – это совершенно обычное явление в истории культуры, в том числе и в музыке. Сегодня мы вспоминаем про старые времена, про музыку, которая играла раньше, потому что нам приятно об этом думать. Прошлое нас успокаивает, убаюкивает. Когда мы переслушиваем старые песни, а они еще и приятные, о любви, то это вдвойне радостно. Как мы замечаем, под новый год всегда показывают старые фильмы, и мы включаем старые песни».
У каждого человека свое золотое время, свой период жизни, по которому он скучает – отмечает социолог Андрей Шалимов:
«И музыка, еда, запахи, одежда – особенно джинсы, кроссовки, футболки с популярными тогда изображениями, кепки – это мостики в то время на чувственном уровне. Для меня лично это CD с только вышедшим альбомом Muse Absolution, который мне подарил один из лучших друзей на день рождения в 2003 году. Это концерт Ляписа Трубецкого в баре «Че Гевара» в октябре 2008 в Красноярске. А если в конце 90-х, то диски «Sprite-Охота» и «Кинопробы», саундтрек к "Брату-2". Эти мостики создают культурный код. Чаще всего в общении проще оттуда вытащить референс, чтобы стать более понятным для собеседника, чтобы он прочувствовал».
Шалимов выделяет три временных отрезка, по которым сейчас в основном ностальгируют люди:
  • 1997-1998
    «Конец 90-х. Буря утихла, а свобод еще очень много, музыка появилась новой волны».
  • 2007-2008
    «Конец нулевых – самые сытые времена, шанс на обновление системы, очень развитое общество потребления, в том числе в музыке – концерты, концертные туры, приезды с концертами мировых звезд».
  • 2017-2019
    «Наиболее развитое цифровое общество, потребление снова восстановилось. Да, мировые звезды перестали гастролировать, но развились цифровые сервисы – онлайн-кинотеатры, стриминговые сервисы, быстрые доставки и маркетплейсы, каршеринг и так далее. И все это до потрясений 2020-2023 годов»
По словам музыкального критика Олега Кармунина, в музыке сейчас особенно популярны 90-е.
«Сейчас 90-е почему-то очень сильно популярны. Вдруг стала популярна группа "Руки вверх" заново, хотя 10 лет назад никто не мог подумать, что она станет чуть ли не главной группой и будет собирать стадионы».
К слову о популярности группы «Руки вверх» – она не только на словах. Помните, в конце октября Сергей Жуков приезжал в Красноярск? Это был один из концертов тура в честь 25-летия группы. Так вот, тогда в «Платинум арене» собрались почти 11 тысяч зрителей – это самый большой концерт с открытия площадки, то есть с 2018 года.

Видео: Елизавета Козуб
По словам Кармунина, вся музыка проходит через поколения, так и «Руки вверх» вновь стала популярной спустя десятилетия:
«Вот у нас сейчас "Руки вверх" – сначала слушали дети-подростки, потом был огромный провал, потом 35-летние люди вернулись к этому. Собственно музыка так и проходит поколенческие волны, сменяется поколение: сначала человек слушает музыку подростком, у него появляется семья, дела, дети, он становится старше, у человека наступает так называемый кризис среднего возраста и он вспоминает, какие у него были прекрасные времена, юношество. На этом фоне у многих артистов начинается вторая жизнь».
Вторая жизнь появляется не только у самих артистов, но и у их отдельных треков. Здесь заслуга как раз-таки каверов.
«Создается огромное количество всего нового. Большинство песен, которые мы слышим – это новые песни все-таки. Музыканты иногда делают каверы. Это гораздо проще, чем написать песни. Например, целые музыкальные шоу на этом построены, как шоу "Голос". Это приятно. Людям нравится слышать то, что они уже слышали. На этом, кстати, основано и написание новых песен. Многие музыканты пытаются написать новую песню так, как будто бы она уже была – похожие гармонии. На этом часто ловят музыкантов и говорят: "Вот, ты сплагиатил". На самом деле, это никакой не плагиат, а зачастую это попытка приблизиться к тому, что уже было, попытка сыграть в эту игру, как раньше, попробовать написать похожую песню на то, что было раньше. Таким образом, они хотят привлечь внимание слушателей. Слушатели хотят старые песни слушать, большинство из них.

Когда мы включаем нашу волну в телефоне, и система рекомендаций выдает нам какую-то музыку, мы хотим слушать то, что мы уже знаем и любим. На этом основана популярность культовых групп прошлого», – отмечает музыкальный критик Олег Кармунин.
Когда современные хиты снова станут популярными?
Станут ли современные хиты популярными через какое-то время? И когда это произойдет? Спросили солистку кавер-группы и музыкального критика.
«Станет ли музыка, которая популярна сейчас, популярной через какое-то время? Я думаю, что только единицы. Какие-то песни, каких-то определенных исполнителей. Но где-то 70% – нет. Потому что это штампованные такие песни с похожими звуками, похожими мелодиями, с похожей несерьезностью. Думаю, что такая музыка не будет возвращаться»
Екатерина Андреева
солистка кавер-группы Non-Stop
«Я думаю, что лет через 15, когда поколение нынешних 15-летних и 17-летних, таких подростков, юных студентов, войдет в кризис среднего возраста. Где-нибудь лет через 15, уже постаревшая какая-нибудь Instasamka будет давать большие концерты и говорить: "А помните, как вы были молодыми?"»
Олег Кармунин
музыкальный критик
ТВК, 2023
Автор: Татьяна Шункова
Made on
Tilda