«Вопросы психологу»: как избежать конфликта

1057

6 мая 2023


Почему возникают конфликты? И как их избежать? Ольга Долганина ответила в рубрике «Вопросы психологу».

Почему возникают конфликты?

Если говорить простым языком, то конфликт – это ситуация, в которой расходятся интересы разных людей. То, в какой форме люди пытаются отстаивать интересы, к конфликту особого отношения не имеет. Хотя именно форме больше всего уделяется внимание.

Любо конфликт представляет собой проявление некоего противоборства с разными целями, такими как:

- желание одержать победу в споре;

- защитить или продвинуть свою идею;

- высказать свое мнение;

- непременно доказать свою правоту;

- оправдать поступок или личность;

- найти конструктивное решение.

На причины возникновения конфликтов влияет довольно факторов. Это может быть недостаток информации, несовпадение желаемого и действительного, нарушение личных границ, навязывание или недостаток общения, недопонимание, несоответствие желаемого и действительного.

Можно ли избежать конфликтов? Каким образом?

Совершенно естественно, что конфликты неизбежны. Более того, они нам нужны, так как благодаря конфликтным ситуациям мы можем не только донести до оппонента, чего мы хотим и как, но прокачать свои коммуникативные навыки, научиться решать проблемы или услышать позицию другого.


Вопрос в эффективности ведения конфликта. Как правильно вести себя в конфликтной ситуации?

●       Дать вашему оппоненту полностью высказаться. Внимательно слушать, не перебивая.

●       Показать вашему оппоненту интерес к тому, что он говорит. Задавайте уточняющие вопросы, чтобы лучше понять его позицию. Как бы вам не нравилось то, что он вам говорит, постарайтесь для себя разобраться в его логике и его эмоциях.

●       Предлагать оппоненту сотрудничество по решению конфликта, используя фразы: «давайте вместе поищем способ решить проблем», «как тебе видится решение проблемы?».

●       Даже если ваш оппонент не прав, не обязательно указывать на это прямо. Лучше всего задавать уточняющие вопросы.

●       Показывать уважение к оппоненту. Следите за своими интонациями, не допускайте резких высказываний, не переходите на личности.

●       Не ищите виноватых, а предлагайте варианты решений. Иначе конфликт затягивается, а вы тратите время. Попробуйте понять, в чем вы сходитесь во мнении, проговорите свои предположения.