«КульТ_Тур»: музейная биеннале «А в Енисее синева» в Красноярске

869

23 ноября 2023


В Красноярске проходит музейная биеннале. В этом году цикл выставок объединили темой Енисея и его глубины. В течение нескольких недель авторы путешествовали по всему Красноярскому краю и искали, как и с чем могучая река ассоциируется в разных территориях.

Одно из главных культурных событий этой осени – биеннале «А в Енисее синева», которая проходит в эти дни в Красноярске. Это глобальное творческое исследование Енисея как символа локальности. Каждый художник, каждый автор, который решил принять участие в этом путешествии, погрузился в метафизику реки и попытался показать свою интерпретацию глобального через искусство и географию.

Как рассказывает комиссар биеннале и арт-директор «Площади мира» Сергей Ковалевский,  синева – путеводная звезда всей биеннале. В ее основе лежит палиндром – слово или фраза, которое одинаково читается слева направо и справа налево. Опираясь на него, авторы решили захватить как можно больше Енисея - географически, исторически и поэтически. Художники, скульпторы, фотографы ездили в экспедиции по территориям Красноярского края – от Шушенского до Дудинки, а после привезли свое представление о синеве Енисея.  

«Люди привезли свои конкретные ощущения, впечатления и развернули на этих этажах. У кого-то это погружающие инсталляции в воды памяти. Кто-то скульптуру делает, кто-то найденные объекты собирает, почву привез из Норильска, кто-то целый дог выстроил из кораблей и судов, которые он увидел со спутника в водах реки», – рассказывает арт-директор МЦ «Площадь Мира» Сергей Ковалевский.
Биеннале состоит из нескольких частей – основного, специального и гостевого проектов, а еще лабораторий, научных и публичных программ. Это совершенно разные представления о локальности и глобальности, в которых авторам помогали разбираться арт-резиденции в музеях Красноярского края. Музейные сотрудник помогали развивать идеи художников, украшали их реальными историями и коллекциями с мест пребывания авторов.
«Подбор художников был очень важен. Это задача куратора. Это должны были быть художники, которые умеют концептуально относиться к тому, что они делают. Не просто хорошо рисовать и лепить, а еще отнестись к этому с философской, поэтической и исторической точки зрения. Я рад, что у нас это получилось, потому что у нас задача была показать банальные и знакомые с детства вещи могут иной стороной повернуться», – продолжает Сергей Ковалевский.
Отдельного внимания заслуживает гостевой проект биеннале – это 7-летний итог работы полярной арт-резиденции. Это целая сеть художественных исследований Норильска, его людей и природы. Красноярск стал первой площадкой, которая разместила около 30 разных экспозиций, художественных размышлений о самом северном городе и его парадоксе.
«Он по массе, по многообразию создает магнит. Здесь можно часа на полтора зависнуть. Чтобы обойти все эти лабиринты, вникнуть в каждый проект – главное, с удовольствием это делать. Тут на любой вкус . У кого-то сюрреализм вызывает прекрасное впечатление, у кого-то – шикарные фотографии питерского художника Юльева», – говорит Ковалевский. 
Первая в России музейная биеннале прошла именно в Красноярске, и организовал ее именно музейный центр «Площадь мира». Спустя столько времени традиция никуда не исчезла. Это по-прежнему одно из главных событий в Красноярске, объединяющих в себе разные подходы к современному искусству и понимаю культурного кода человека. До февраля посетить биеннале может любой желающий красноярец или гость города.


Все выпуски программы «Культ_Тур» можно посмотреть по ссылке.