Куда делся ветер?
Как застройка влияет на продуваемость города?
Как на продуваемость города влияет застройка? Изменилась ли сила и скорость ветров под воздействием многоэтажек? От каких факторов зависит продуваемость и как она влияет на экологическую составляющую города? Разбирались вместе с экспертом Сергеем Михайлюта в проекте «Куда делся ветер?».
Эколог Сергей Михайлюта занимается изучением причин и последствий действия режима неблагоприятных метеоусловий уже несколько лет. НМУ в Красноярске, как правило, вводят при отсутствии ветра и инверсии. Однако еще один немаловажный фактор, на который, по мнению эколога, стоит обратить внимание, – продуваемость города. Сила и направление ветра, рассказывает Сергей, зависят не только от погоды и географических особенностей, но и от типа застройки. В зависимости от того, как расположены дома, количество штилей может или увеличиваться или уменьшаться. Если мы говорим о ветрах, в которых, к примеру, уже есть вредные вещества, то любое замедление этого потока зданием приведет к тому, что примесь будет накапливаться с еще большей силой.

Сергей Михайлюта

руководитель проектов Ассоциации экологических расследований
«Если, как говорится, там дальше ничего нет, то это возмущение, которое порождает ветер, не будет транслироваться, дальше поток восстановится и будет обдувать другие микрорайоны. Но если эта территория застроена на протяжении 1,5-2 километров, то внутри там будут существенные замедления ветра. И если ветер, который туда проник, будет содержать загрязняющие вещества, мы получим ситуацию, как на установках по очистке промышленных выбросов. Там стоит гребенка, которая тормозит поток и всю примесь сбрасывает туда».
Частный сектор – это низкий источник загрязнения. И если скорость ветра низкая, то вся образовавшаяся дымка, как правило, оседает и не переносится. Усугубляют ситуацию и многоэтажки, окружающие частные домовладения и создающие так называемые колодцы, где в середине находятся одноэтажные дома, а по бокам многоэтажные здания. Исследования по изучению продуваемости Красноярска ученые и экологи проводят чуть ли не каждый год. С помощью специального программного обеспечения специалисты создают карту ветров внутри города. 20-летние наблюдения, рассказывает Сергей Михайлюта, показывают, что количество штилей внутри Красноярска с течением времени увеличивается.
Сергей Михайлюта

руководитель проектов Ассоциации экологических расследований
«Ранее открытые и хорошо проветриваемые участки местности попали в зону воздействия аэродинамических теней крупных строений. В результате этого количество штилей внутри города, то есть время, в течение которого там не дует ветер или дует крайне слабо, выросло до 60%. Некоторые направления ветра, характерные для тех или иных мест, исчезли совсем или заменились 2-3 другими направлениями ветра. То есть ветер существенно изменяется под воздействием застройки, но самое опасное это увеличение числа штилей».
Есть в Красноярске и позитивные примеры микрорайонов, где учитываются все факторы застройки, в том числе и экологические. Например, в таких местах выделены зоны усиления и ослабления ветра. Как отмечает Сергей Михайлюта, сейчас компании-застройщики стали обращать внимание на расположение домов с экологической точки зрения. По крайней мере, при планировании новых проектов застройки.
Сергей Михайлюта

руководитель проектов Ассоциации экологических расследований
«Они такие работы заказывают, они такие работы проводят. Дальше по большому счету должна быть архитектурная комиссия или градостроительный комитет. Они должны ввести, чтобы эти факторы учитывались каким-то положением. Но то, что застройщики сами выходят с такой инициативой, стараясь разобраться в этой проблеме, есть. С одной стороны, у нас есть промпредприятия, которые проводят какие-то работы, чтобы сокращать выбросы. Как мы уже поняли, можно планировочные характеристики выбирать так, чтобы территории какие-то отчищались и даже отчищали сопредельные с этим микрорайоном территории. Задачу можно и так поставить».
Фото: Сергей Токарев, Сергей Григорьев
ТВК, 2023
Made on
Tilda