Куда делся ветер?
Почему стало больше штилей?
Некоторые эксперты заговорили о глобальном тренде снижении скорости ветра. В Красноярске, в том числе, эта проблема тоже есть. Из-за чего происходит такое явление? И как оно сказывается на экологии города? Ответы – в проекте «Куда делся ветер?»
Скорость ветра в Красноярске снижается и снижается. Это процесс, который не остановить, как бы ни старались люди. Здесь во главе – природа и все ее явления. Красноярские ученые, в частности директор института экологии и географии Руслан Шарафутдинов, исследовали изменение ветровых потоков за последние 80 лет. Если среднегодовая скорость ветра в Красноярске в середине 1970-х была около 3 м/с, то в 2016 она составила чуть больше 1 м/с. Это значит, что в городе увеличилось число штилей – до 45-50% процентов.
Руслан Шарафутдинов
директор института экологии и географии СФУ,
кандидат географических наук
«Резкое снижение произошло где-то с конца 60-х годов, потом мы наблюдали периоды, которые сопряжены с ростом, потом снова снижение – нестабильные колебания, которые идут в сторону уменьшения. Данные Росгидромета говорят о том же, из других стран. Например, для жителей России это не сильно запомнилось, но на территории Европы первое полугодие 2022 года было катастрофическим с точки зрения снижения ветра. Они ведь используют электричество от ветрогенераторов. В итоге столкнулись с дефицитом электроэнергии».
По словам кандидата географических наук, тренд на снижение – глобальный. Центральная часть Беларуси, Курильские острова, Сахалинская область, Курган, Волгоград, Томск. В том числе и Красноярск. Для нашего города, рассказывает Руслан Шарафутдинов, наиболее неблагоприятными в плане снижения скорости ветра были 2016 и 2017 годы. Кто-то из ученых считает, что причина тому – изменение климата. Другие же, в том числе и директор института экологии и географии, обращают внимание на повторяемость процессов и явлений в природе.
Руслан Шарафутдинов
директор института экологии и географии СФУ,
кандидат географических наук
«Вообще природа очень часто демонстрирует цикличность – смена дня и ночи, полнолуния, лунные и солнечные циклы. Так вот прослеживается интересная зависимость, такие циклы, связанные со снижением и увеличением, путь небольшим, скорости ветра, обычно оцениваются в интервал в 30-35 лет. Повторяется цикл за циклом. Для Красноярска снижение скорости ветра приводит к некоторым проблемам. Эти проблемы и в летнее время есть. Ветер может отсутствовать и в летнее время. Если мы говорим про снижение ветра, то у нас снижается потенциал самоочищения атмосферы».
Это значит, что даже несмотря на сокращение количества выбросов, воздух может накапливать в безветренные дни загрязняющие вещества. Тогда и появляется та самая дымка над городом. Так, отмечает Руслан Шарафутдинов в своем исследовании, зимой негативные изменения в атмосфере города могут определяться и влиянием Сибирского антициклона. Из-за него неблагоприятные условия для рассеивания загрязняющих веществ стали появляться чаще. А так как ветра нет, то очищения города на природном уровне не происходит.
Руслан Шарафутдинов
директор института экологии и географии СФУ,
кандидат географических наук
«При этом мы можем прогнозировать, что через какое-то время эта тенденция на снижение закончится. Насколько будет выраженный рост, зависит от того, в каком цикле мы находимся – в 11-, 30- или 60-летнем. По всей видимости, ждать возвращение к скоростям ветра, которые мы видели в Красноярске в середине прошлого века, точно не приходится. Небольшой рост мы увидим. При этом скорость ветра во всем северном полушарии наблюдается. Это не значит, что не будет происходить проявление экстремальных процессов – сильных ветров порывистых, но их частота снижается».
Фото: Сергей Токарев
ТВК, 2023
Made on
Tilda