«Города, где используют антигололедные средства, в сотни раз уменьшают объем грязи в легких»: эксперт о том, как работают реагенты

576

30 ноября


После первых снегопадов красноярцы все чаще спорят об использовании противогололедных реагентов на дорогах. Одни считают, что их нужно запретить вовсе, другие уверены, что нужно лишь тщательнее убирать растопленный реагентами снег. А как современные противогололедные средства должны работать в целом, какие проверки они проходят, много ли городов их используют и успешен ли этот опыт? Приводим мнение эксперта.

«Города, где используют антигололедные средства, в сотни раз уменьшают объем грязи в легких»: эксперт о том, как работают реагенты

Руководитель направления проектов научно-испытательного центра зимних технологий и инноваций «Института зимы» Татьяна Мокочунина поделилась мнением о современных реагентах в авторской колонке. Татьяна считает: человечество научилось лечить сложные болезни и подчинило себе искусственный интеллект, но так и не справилось со снегом. 

«Россия – самая большая зимняя страна в мире, однако требования к зимнему содержанию в населенных пунктах на государственном уровне появились относительно недавно. Всего лишь 7 лет назад в одном из самых главных национальных стандартов – ГОСТ Р 50597 – был разработан раздел, подробно описывающий, сколько снега допускается во время снегопада на улицах, где формировать снежные валы и через сколько дней снег должен быть вывезен», – пишет Татьяна Мокочунина. 

Как работа со снегом должна проходить по нормативам?

  • на дороге во время снегопада может быть только 5 см снега;
  • если покров больше, его необходимо убирать;
  • через 4 часа после окончания снегопада дороги нужно убрать и сформировать снег в валы;
  • максимум через 9 дней валы нужно вывезти.

Национальный стандарт, который закрепляет требования к противогололедным материалам , приняли в России всего 3 года назад. 

«Многие десятилетия в дорожной сфере действовал подход: что насыпал на дорогу, то и противогололедный материал. Сейчас, прежде чем допустить материалы на улицы городов, их проверяют тщательней, чем колбасу, а самые современные из них производят на фармацевтическом оборудовании. Казалось бы, все реагенты имеют в своей основе схожий состав, практически одни и те же соли. Однако Роспотребнадзор проводит более 50 испытаний каждого реагента. Изучают его влияние на дорожное полотно, на автомобили, на здоровье людей и на почву. В идеале все то, что высыпается тоннами на наши дороги, должно быть таким же безопасным как водопроводная вода, не испаряться, не вызывать аллергию. При этом быстро срабатывать и держать снег в талом виде на протяжении не менее трех часов. Чтобы отвечать всем этим требованиям, современные материалы содержат, как правило, несколько компонентов», – пишет Татьяна Мокочунина.
Центр, где работает Татьяна Мокочунина, занимался в том числе и разработкой первого в стране ГОСТ для противогололедных материалов. Этот стандарт установил, как испытывать реагенты, контролировать их качество и многое другое. 

Финальную проверку антигололедных средств проводит Росприроднадзор: комиссия из 10 экспертов оценивает воздействие вещества на среду. Только после положительного заключения регент допускают на улицы городов, пишет Татьяна. После этого каждая партия проходит лабораторный контроль на соответствие требованиям. 

«Последние исследования показывают, что современные средства от гололеда не только быстрее топят лед, но и безопаснее, чем песок с солью. Одно из основных преимуществ – реагенты полностью растворяются в снегу и не вызывают весной пыльные бури. Еще одна проблема, связанная с обработкой улиц песком, – забитые грязью стоки ливневой канализации. Обратили внимание, какими глубокими в последние годы стали летние лужи на дорогах Новосибирска и Красноярска? Вот это результат многолетней обработки зимних улиц песком и гравийной смесью», – подчеркивает эксперт в авторской колонке. 
Крупный город в среднем использует 75-150 тысяч тонн песко-соляной смеси за сезон. Как пишет эксперт, больше половины из этого объема остается на улицах, размалывается колесами и поднимается в воздух. 

По данным Татьяны, реагента нужно в 5 раз меньше, весь он растворяется и утилизируется со снегом. Эксперт пишет: города, где полностью перешли на антигололедные средства, в сотни раз уменьшили объем грязи, который оседает в легких весной.

«Производители говорят, что хороший противогололедный материал должен быть незаметен. Поэтому не только города от Москвы до Магадана переходят на средства, но и знаменитые горные курорты, крупнейшие аэропорты и автомобильные концерны используют зимой современные реагенты», – отмечает Татьяна.
Свою колонку Татьяна завершает важным тезисом об уборке улиц:

«Правда, чтобы улицы действительно были чистыми, мало растопить снег безопасным и современным реагентом: все-таки нужен честный дворник, который все это уберет вовремя. Роботы, к сожалению, эту работу пока не освоили», – пишет эксперт. 


Рекомендуем по теме: