Бувайсару Сайтиеву исполнилось бы 50 лет: воспоминания красноярского писателя о 3-кратном олимпийском чемпионе

1121

11 марта


50 лет Бувайсару Сайтиеву могло исполниться 11 марта. Но 2 марта жизнь трехкратного олимпийского чемпиона прервалась – остановка сердца. С Бувайсаром лично был знаком красноярский писатель, профессор, доктор педагогических наук Валерий Усаков. К юбилею Бувайсара Сайтиева он вспомнил о фрагменте своей книги, в которой как раз рассказывал о становлении и характере великого спортсмена, его приезде в Красноярск и вкладе в борьбу в нашем регионе, России и мире.

Бувайсару Сайтиеву исполнилось бы 50 лет: воспоминания красноярского писателя о 3-кратном олимпийском чемпионе

Книга Валерия Усакова называется «Олимпийское созвездие Красноярья», она написана в 2008 году. На тот момент Сайтиеву было 33 года, он еще не выиграл свое третье Олимпийское золото в Пекине. Публикуем выдержку из книги.


«<…> Как заслужить всеобщее признание, какой подвиг надо совершить, чтобы ты мог носить это высшее народное звание (кьонах – прим. ред.)? На этот вопрос дает ответ жизнь Бувайсара Хамидовича Сайтиева, чеченца по национальности, 33 лет от роду, взошедшего на высший пьедестал народного признания. И это не только в Чечне – это признание и в Дагестане, и в Красноярске, и в Москве.

Бувайсар – кьонах всероссийского масштаба. Красноярск стал его новым домом. Здесь ковалось золото его будущих побед, которых он добился вместе со своими именитыми наставниками: Д.Г. Миндиашвили – отцом всех борцов, Учителем мудрым и надежным, Тренером с божьим даром; С.Г. Хачекяном – упорным и дотошным в тренировках; Г.Л. Бахтуридзе – тактичным и добрым советчиком. Первая серьезная историческая веха их совместного труда – Олимпиада в Атланте. Результат ошеломляющий.

Все началось в первом классе. Сразу и навсегда выбрал борьбу. Это среди спортсменов высочайшего класса бывает редко. Статистика показывает, что 80 % чемпионов мира и Олимпийских игр прошли от 3 до 5 других видов спорта, прежде чем стали специализироваться в том, где добились этих званий. Бувайсар стал борцом не только потому, что у него потрясающие способности к борьбе, они у него такие же в футболе. Но чтобы стать футболистом, ему надо было родиться в Рио де-Жанейро, на худой конец, в Сан-Паулу. Он же родился в Хасавюрте, городе, который для борцов все равно, что Сан-Паулу для футболистов

“Я, наверное, единственный спортсмен, который не пробовал ни одного другого вида спорта, – вспоминает Бувайсар. – Хотя с интересом играю в бильярд и шахматы, люблю играть в футбол. Но специально я ничем, кроме борьбы, не занимался. Дело в том, что я родился в борцовском городе, у меня даже возможности выбора не было. У нас очень хорошая школа вольной борьбы. Город маленький, нет ни стадионов, ни кортов, ни катков, а для занятий борьбой нужен самый минимум: зал и маты”.

Дети быстро вырастают из детских одежек. Так и Бувайсар со своими друзьями-погодками, тоже фанатично преданными борьбе, подросли, окрепли, почувствовали пьянящий вкус побед, поняли, что в родных пенатах тесновато, и подались искать счастья в далеких российских краях и весях, при этом, не забыв отдать дань уважения своим первым наставникам Мураду и Исааку Ирбайхановым, Султану Гашимову – в тех условиях, в которых они работали, эти тренеры отдавали ребятам все, что могли.

Настало время покидать родительский дом. В 1988 году в автомобильной катастрофе погиб отец Бувайсара. Четверо сыновей и две дочери, оставшиеся на руках матери, понимали, что жизнь – это сплошное преодоление трудностей. Помогали выживать семейные традиции, вековые устои народа, не покидающего в беде родных и близких. Иначе как одной женщине поднять детей...

В Красноярске, куда Бувайсар приехал со своим другом, одноклассником Исламом Матиевым, их взял под опеку двоюродный брат Сайтиева, осевший здесь после службы в армии. На вопрос, почему именно Красноярск, а не Москва и не Новокузнецк, где ребята уже побывали, ответ был однозначным. Здесь, в Сибири, в Красноярске, на улице Марковского, 88, хорошая, известная на весь мир школа борьбы.

<...> Здесь, в школе, сложилась своя философия борьбы, основанная на лучших отечественных, многонациональных традициях. Здесь все – одна семья. Один за всех, все за одного. Не удивительно, что талантам в этой школе легко прижиться. Здесь все направлено на развитие этого таланта.

Она возникла не сразу и не вдруг. Она – плод многолетних мечтаний, трудов, преодолений Дмитрия Георгиевича. История школы еще ждет своего публичного освещения, но уже сейчас можно по праву сказать, что ее появление в Красноярске – личный жизненный подвиг Д.Г. Миндиашвили.

<…> Бувайсар предстал перед великим Миндиашвили неимоверно худым, с цыплячьей шеей, рукастый, похожий на плеть. Тут же, мысленно, был сопоставлен с жертвой Хиросимы: “В чем держится душа, – подумал Дмитрий Георгиевич Миндиашвили – Но почему этот Бусик так напоминает Ярыгина? Нет, в нем не просто что-то есть. В нем есть все, чтобы повторить путь Ивана, а может, и превзойти его”. Нет, это было даже не шестое чувство, это был опыт, многолетний, многотрудный, не дающий сбоев и ошибок. Миндиашвили знал, что делать.

<…> Звездный путь тернист, а у спортсменов вдвойне. Травмы, причем не только физические, но и моральные, психологические, надолго выбивают из режима. Поддерживать высокую спортивную форму на протяжении десятков лет – дело героическое само по себе, а еще надо уметь справляться со звездной болезнью, от которой некоторые звезды первой величины погибают в прямом смысле этого слова. А как не закружиться голове, когда тебя, еще не достигшего и 30, встречают десятки тысяч твоих поклонников, носят на руках, особенно там, где ты вырос, учился в школе, дарят тебе дорогие подарки. Тебя принимают президенты и губернаторы. Вспышки фотокамер, вспышки, вспышки... Сотни фотографий в самых престижных журналах, телевизионные передачи, интервью, статьи в газетах. Человек слабый, вкусив этой славы, пропадет. К сожалению, в спорте это тоже бывает. <…>

Чтобы не заболеть этой страшной болезнью, нужен внутренний железный стержень. Его нельзя вставить в человека искусственно. Его можно только воспитать в себе самому. Наблюдаю за Бувайсаром, и мне кажется, у него этот стержень есть. Он в его внутреннем мире, в его принципах и поступках.

“Если пуст внутренний мир, тяжко будет не только в борьбе, но и в любом другом деле. Основные знания каждый из нас, – говорит Бувайсар, – получает не из книжек, а из жизни. Из поражений, потерь, побед, общения с людьми, друзьями, отношений в семье…. Очень важно абстрагироваться от себя самого и, наблюдая за собой со стороны, делать правильные выводы. И прежде чем что-либо совершить, необходимо понять, достойно это тебя или нет. Все твое прошлое навсегда останется с тобой”. <…>


Родительский дом – начало начал. Он ведь для всех без исключения родной, пахнущий неповторимыми, близкими с детства, запахами, он мил и близок укромными местами, бабушкиными сундуками. <…> Бувайсара тянут на родину не только детские воспоминания. Он один из лучших представителей своего народа. Он своим трудом, талантом, совершенным в жизни подвигом, не только стал олицетворением лучших качеств, присущих национальным героям его родины, но и встал в один ряд с ними – великими чеченцами Махмудом Эсамбаевым, Мусой Дудаевым, Увайсом Ахтаевым и многими теми, кого на его родине величают кьонах.

Полный отрывок о Бувайсаре Сайтиеве из книги Валерия Усакова «Олимпийское созвездие Красноярья» вы можете прочитать по ссылке. В нем, помимо прочего, чуть подробнее рассказано о спортивной школе Миндиашвили в Красноярске, о традициях и культуре чеченского народа.

В ноябре 2022 года Бувайсар Сайтиев был гостем программы «После новостей» на ТВК: