Почему депутаты называют модернизацию красноярской трамвайной сети самой наглой коррупционной схемой

1399

18 января 2023


Мэрия готова отдать красноярские трамваи москвичам. Администрация планирует передать в концессию пути, депо и другое трамвайное хозяйство некоей компании, которая зарегистрирована меньше года назад. Более того, чиновники готовы заплатить фирме почти 52 млрд рублей. Депутаты называют эту схему самой наглой и коррупционной, а трамвайный профсоюз – главной аферой 21 века.

Красноярскому трамваю власти пророчат большое будущее. В ближайшие годы начнется модернизация путей по проспекту имени газеты Красноярский рабочий. Будут закуплены новые комфортные трамваи, построена новая линия – с правого берега до Солнечного. Трамваи наряду с метро станут чуть ли не главным транспортом города, быстрым и экологичным. Причем строить и модернизировать ветки будет частный инвестор, с ним заключат концессионное соглашение.

Инвестор должен будет модернизировать переданную ему инфраструктуру, построить трамвайную ветку в микрорайоне Солнечный через Октябрьский мост и улицу Авиаторов. Также инвестор должен будет приобрести 50 двухсекционных низкопольных трамваев. Срок действия концессионного соглашения – 20 лет. Созданная инфраструктура и движимые объекты передаются городу по истечении срока соглашения.

Сейчас мэрия выставила на торги трамвайное хозяйство и ищет подходящего инвестора. Один уже точно есть - московская компания «Мовиста Регионы Красноярск». Именно она выступила инициатором концессии. Фирма зарегистрирована в столице в апреле прошлого года. Ее уставной капитал – всего 100 тысяч рублей. Если она выиграет торги, то получит землю с путями на Красрабе, трамвайное депо, сети, необходимые для электропитания вагонов, а еще 52 млрд рублей из бюджета за 20 лет. Плюс более 20 миллиардов в качестве займа, предположительно, от госкорпорации ВЭБ.РФ и Фонда национального благосостояния. Депутат Роман Крастелев не понимает: если у государства есть такие деньги на трамваи – зачем в этой схеме вообще нужна частная компания.

«Это, на мой взгляд, из последних лет самая наглая схема вывода бюджетных средств. В данном случае бюджета города Красноярска. Зачем мы будем давать возможности для потенциального воровства бюджета? Сейчас будем биться с привлечением общественности, средств массовой информации к этой проблеме», – говорит Роман Крастелев, депутат Горсовета.
Трамвайное хозяйство необходимо модернизировать, но выбранный мэрией путь максимально не прозрачен, считает председатель профсоюза красноярского электротранспорта Нина Михалева. Вопросов слишком много. Что будет с нынешними работниками трамвайного депо, когда его передадут в аренду москвичам? Зачем ремонтировать пути на Красрабе, которые уже модернизированы по передовой технологии? И почему миллиарды на развитие не передать напрямую Горэлектротрансу – у него и специалисты, и слаженный коллектив, и огромный опыт. Ответов нет, поэтому пока схема кажется странной.
 

«Мы за то, чтобы она была, но она должна быть прозрачной изначально. Если этого не будет, то это будет главная афера двадцать первого века в Красноярске. Я говорю, почему и депутаты такой вопрос задавали, почему городу не взять такой кредит? Говорят, городу такой кредит не дадут», – считает Нина Михалева, председатель профсоюзного комитета муниципального предприятия «Горэлектротранс»
Чем Красноярск хуже частной московской фирмы – неясно. Источники считают, что интересы «Мовисты» лоббируют влиятельные бизнесмены вроде Сергея Чемезова и братьев Ротенбергов. Новости ТВК направили официальный запрос в компанию, но ответа пока не получили. В любом случае коллектив трамвайного депо Красноярска прихода москвичей опасается.

Часть депутатов Горсовета считает, что пока не поздно в дело должна вмешаться прокуратура. Торги на концессионное соглашение еще не окончены, а значит время для проверки еще есть.