«Норильск: вперед в будущее»: рудник «Октябрьский»

1082

5 апреля 2023


Под землей и в воздухе – за процессом добычи полезных ископаемых в норильском промышленном районе теперь следят современные цифровые устройства. Как лидарные сканеры помогают специалистам проникнуть туда, где человеку находиться небезопасно? И за сколько минут промышленный дрон исследует полигоны, площадью в несколько футбольных полей? Ответы – в новой серии проекта «Норильск: вперед в будущее».

Маршрут построен, задание выдано – промышленный дрон готов к выполнению задачи. Сегодня исследует породный отвал – это полигон, на котором размещают пустую породу. Трудиться этот красавчик может около сорока минут без остановки. Стандартно при температуре до -20°C, но и в суровых норильских условиях летающий исследователь отлично справляется.

Управляют беспилотником специалисты – маркшейдеры. Они планируют и контролируют все этапы разработки горных выработок. Такие съемки на каждом породном отвале проводят минимум раз в год. Ведут учет горной породы и следят, чтобы отходы производства оставались в границах территории. Как таковой ценности пустая порода не имеет, но в перспективе ее планируют использовать для производственных задач. Площадь исследуемого сегодня объекта – два футбольных поля. На промышленную съемку такого участка традиционными инструментами потребовался бы целый день и 5-6 специалистов.

«Раньше все так и происходило, мы так и делали – в зависимости от объема отвалов, от их площади это могло занимать и один, и два дня. Ну, собственно говоря, и по времени, и по затратам человеческих ресурсов это было намного тяжелее и менее производительно. Сейчас всю ту же задачу мы фактически выполняем 1-2 специалиста. Работнику требуется буквально 12 минут, чтобы выполнить съемку», – рассказал главный менеджер центра маркшейдерских работ Заполярного филиала «Норникеля» Андрей Абрамов.

Основная работа по исследованию промышленных полигонов предстоит летом. Беспилотники также используют для обновления схем промышленных площадок и обследования других объектов. Использовать коптеры можно даже под землей. А в шахтах рудников маркшейдеры с 2019 года применяют другую современную технологию.

С помощью лидарного сканера маркшейдеры проводят съемку очистного пространства – участка, откуда ранее извлекли руду. Человеку находиться в этой зоне сейчас небезопасно, но телескопическая вешка, «вырастающая» в длину до 6 метров позволяет проникнуть туда с легкостью. Из других преимуществ в сравнении с маркшейдерскими стационарными сканерами из прошлого: высокая точность – прибор набирает около 300 точек в секунду, и мобильность.

«Нам приходилось потратить только 40-50 минут на съемку одной камеры. Сейчас мы это производим в течение 5-10 минут – это вместе с настройкой, со съемкой. Сейчас, если очистное пространство, допустим, снять, то достаточно двух человек, а если мы, допустим, горную выработку снимаем, то достаточно вообще одного человека», – сообщил заместитель главного маркшейдера рудника «Октябрьский» Григорий Лыков.

Такие сканеры «Норникель» внедрил на всех рудниках Норильского дивизиона. Все данные, собранные под землей, на поверхности загружаются в 3D-модель рудника. Это детальная визуализация того, как происходит процесс добычи. С помощью цифровой карты маркшейдеры отслеживают, идет ли горная выработка в соответствии с планом, корректируют процесс и контролируют объем добытой руды.

«Определяем сколько идет руды, породы, примесей, с какими содержаниями. И, опять же, определяем объем для того, чтобы подавать закладку в выработанное пространство, потому что у нас, как говорится, земля пустоты не любит. Если сказать простым языком, мы, что забрали, то должны восполнить. Принцип работы у нас в шахте такой», – отметил заместитель главного маркшейдера рудника «Октябрьский» Григорий Лыков.

В следующей серии отправимся на карьер «Медвежий ручей», который сейчас переживает «второе рождение». Увидим, как происходит добыча руды открытым способом, а также узнаем, какие особые технологии, которых в шахтах мы не увидели, применяют здесь.