«Норильск: вперед в будущее»: Дудинский морской порт

956

13 апреля 2023


Норильский промышленный район – особенное место с точки зрения логистики. Грузы сюда доставляют через Дудинский морской порт по реке и морю, таким же путем их отправляют на «большую землю». И так круглый год. В проекте «Норильск: вперед в будущее» расскажем, как Дудинский морской порт работает в условиях заполярной зимы, и какое место он сегодня занимает на глобальной карте транспортировки грузов.

Дудинский морской порт - самый северный международный морской порт России, главная транспортная артерия Норильского промышленного района и всего полуострова Таймыр. Здесь в условиях Крайнего Севера навигация идет круглый год без остановки. Это территория производственно-перегрузочного комплекса. Именно сюда в зимнюю навигацию приходят все грузы.

Жить в режиме зимней навигации порт продолжит почти до завершения мая. Зима здесь длится, кажется, целую вечность. Но грузы продолжают движение несмотря на пронизывающий ветер и холод. Работают здесь по фактической погоде – оценивают обстановку в каждый конкретный момент. То, что многие сочли бы за аномальные условия, для работников порта – обыденность.  

«То, что удивляет людей, которые далеко, для нас является стандартными условиями. Могу сказать, что более 200, а иногда 250 дней в году наше предприятие работает в условиях отрицательных температур. Поэтому мы, когда планируем работы, сразу закладываем работу в условиях экстремально низких температур, существенной снеговой нагрузки, сильных ветров», – рассказал директор Заполярного транспортного филиала «Норникеля» Алексей Новаков.

Управлять работой Дудинского порта, он же Заполярный транспортный филиал «Норникеля», в суровых условиях помогает ситуационный центр. Это своего рода мозг транспортного предприятия.

«Здесь график движения флота. Сверху Архангельск, снизу Мурманск, посерединке Дудинка. И мы понимаем загрузку нашего порта по дням. Из-за сложности груза видим длительность работы с тем или иным судном. Ну а дальше суда переходят к расстановке на причалы. Вот загрузка причалов. То есть на сегодняшний день у нас на морских причалах стоит 3 судна», – говорит Алексей Новаков.

В ситуационный центр стекаются данные с многочисленных датчиков на местах. На экранах десятки показателей – от данных экономической эффективности до грузооборота. Можно быстро оценить ситуацию и принять верное производственное решение.

«Одним взглядом можно оценить, что в основном вся техника и оборудование находятся в зеленой зоне, то есть мы обеспечены. 2 единицы у нас находятся в ремонте, и порядка 6 единиц находятся на плановом техническом обслуживании», – поделился Алексей Новаков.

Сейчас время для порта критически важный фактор. Во-первых, приближается сезон летней навигации, когда грузопоток всегда увеличивается в разы. Во-вторых, растет объем грузов под крупные инвестиционные проекты. По итогам прошлого года порт вышел на рекордные показатели – почти 4,5 млн тонн грузов. Таких цифр здесь не было 30 лет. И это не предел. Дудинка – одна из опорных точек Северного морского пути. И значение этого транспортного узла на глобальной карте транспортировки грузов будет расти. В том числе, в направлении Азии.

«Нам, действительно, идут запросы, и мы их очень внимательно обрабатываем, смотрим на производственные, технологические аспекты. Пока оцениваем», – говорит директор Заполярного транспортного филиала «Норникеля».

Сейчас в Дудинке готовятся к весеннему половодью, когда причалы порта традиционно уходят под воду. Для мирового судоходства это уникальная практика, для Дудинского порта – очередная обыденность. Многотонные краны ждет ежегодная эвакуация. И при перегоне кранов с причала на причал в этом году машинисты будут использовать новую для порта технологию – дистанционное управление краном. Во время операций повышенной опасности человек сможет находиться за пределами кабины, управляя процессом с пульта дистанционного управления. А работа будет сделана четко и в срок.

В финальной серии проекта отправимся в единый диспетчерский пункт центра мониторинга зданий и сооружений Заполярного филиала «Норникеля». Узнаем, почему термин «вечная мерзлота» больше не актуален, как ученые Заполярья и специалисты компании изучают проблему многолетнемерзлых грунтов, и какое будущее ждет северный город.


Другие выпуски проекта «Норильск: вперед в будущее» можно посмотреть здесь.