«Культ_тур»: творческая лаборатория «Вешалка» в Красноярске

749

27 апреля 2023


Режиссеры и актеры красноярского ТЮЗа предложили альтернативу традиционному прочтению школьной литературы. За 2 дня провели 5 спектаклей. Их все подготовили на творческой лаборатории «Вешалка». Подробнее о том, как происходил процесс подготовки постановок – в рубрике «Культ_тур».

Театр начинается с «Вешалки». Теперь это не просто крылатое выражение, по крайней мере, для красноярских школьников. Подростки начали знакомиться с современным прочтением классической литературы с помощью «Вешалки». Это лаборатория актуальной драматургии и режиссуры, которую проводит театр юного зрителя. И в этом году участникам лаборатории, а это все службы театра, приглашенные режиссеры, актеры – предстояло создать мини-спектакли и показать интересную альтернативу в изучении школьной программы.

Знакомство с антиутопией Замятина «Мы» обычно происходит на выпуске из школы. Это роман – предостережение, в котором наглядно показывают, что будет, если забрать у людей индивидуальность и свободу. Достаточно символичное произведение для тех, кто только приоткрывает дверь во взрослую жизнь, иногда пытающуюся заковать тебя в рамки. Красноярские школьники смогли не только прочитать произведение, но и своими глазами увидеть режиссерскую версию этого романа, которую представил выпускник ГИТИС Дмитрий Лимбос.

«Я тоже читал роман уже чуть после 11 класса. Мне хотелось просто вернуться к этому подростковому ощущению о свободе и несвободе. Что такое я, что такое мы, как сохранить человечность, индивидуальность, фантазию. Как не стать квадратным», – рассказал режиссер-постановщик Дмитрий Лимбос.

Подготовка постановки проходила в достаточно сжатые сроки. На время лаборатории у режиссеров, актеров, костюмеров и других служб театра есть буквально несколько дней, чтобы создать костюмы, декорации, поставить спектакль на ноги и представить его на суд юным зрителям. Продолжительность постановки 40-45 минут, как школьный урок. Но и это вызов – подогнать произведение под такой хронометраж. Главная задача актеров – прочувствовать своих персонажей за небольшой срок, ведь роли в таких спектаклях ничуть не уступают масштабным версиям.

«Сложно. Даже неважно – лаборатория или нет, тем более, тут такая роль серьезная, ради которой я бы еще остался и еще репетировал. Безумно хочется, чтобы Дима к нам вернулся, и мы довели это дело до конца, потому что мне безумно были интересны и роль, и материал. А бывают лаборатории, где ты в массовочке. День-два и все понял, унести, принести», – поделился актер ТЮЗа Юрий Киценко.

Помимо Замятина за эту лабораторию успели поставить Ахматову, Бунина, Достоевского, Андреева и не только. Над этим работали сразу 7 приглашенных режиссеров. Они сами выбирали тексты к постановкам. Школ тоже было несколько. Например, Замятина показывали ученикам школы №45. Ахматову поставили для лицея №28, Бунина для гимназии №13. Несмотря на то, что времени на репетиции было не так много, предварительная работа с текстами была колоссальная.

«Это зависит от текста, от материала. У кого-то рассказ, у кого-то повесть. Я взял роман, к которому мне пришлось готовиться месяц, и месяц просто писать инсценировку, переписывать и еще очень много сокращать. Когда мы с актерами стали все это читать, у нас ушло 2 дня на прочтение 23 страниц. И то, я потом понял, что что-то мертвое осталось. Но это уже проблема текста и формы», – отметил режиссёр-постановщик Дмитрий Лимбос.

Как правило, после показа постановки не исчезают бесследно. Что-то дорабатывают, а лучшие спектакли пополняют репертуар театра. Вообще, актеры ТЮЗа привыкли работать на такую молодую аудиторию.

«Меня могут выбить или только партнеры, или я сам, потому что это те, в кого я включен – в себя и в них. А зрители нет, вы ребята – отдельная история. Вы смотрите, а мы играть будем», – подчеркнул актер ТЮЗа Юрий Киценко.

Лаборатория «Вешалка» родилась в 2011 году. Ее идейный вдохновитель Олег Лоевский по сей день принимает участие в создании постановок и обсуждениях. Участники лаборатории каждый год вскрывают темы, выбирают литературу и актуализируют ее для подростков.

Эта лаборатория прекрасная возможность подумать, порассуждать и быть услышанным. Ведь хорошо, когда помимо оригинала, есть еще и альтернативная версия. Уже доработанная и визуализированная специально под возраст аудитории.