Усилить контроль за препаратами для абортов: что думают женщины и врачи об инициативе Минздрава

898

27 июля 2023


Минздрав России опубликовал проект о препаратах для прерывания беременности. Лекарства для медикаментозного аборта попадают в перечень средств, подлежащих предметно-количественному учету. Ранее об ограничении продажи таких препаратов заявил глава минздрава Михаил Мурашко. Он назвал желание женщин получить образование и построить карьеру, прежде, чем родить детей «порочной практикой». Это заявление вызвало большую дискуссию.

Заявление Мурашко сразу вызвало шквал негодования среди женщин и некоторых экспертов. Многие считают, что в современном мире женщине приходится рассчитывать только на себя, и жалуются на плохую медицину и маленькие пособия. Специалисты считают, что ограниченный доступ  к препаратам по прерыванию беременности только спровоцирует рост криминальных абортов.

Ограничить продажу препаратов для медикаментозного аборта Мурашко предложил на выступлении в Госдуме 18 июля. По его мнению, аборты необходимо вывести из серой зоны, так как, по данным Росстата и Минздрава России, численность страны уменьшается каждый год на сотни тысяч процентов . Мурашко сказал, что стремление женщин получить образование и построить карьеру прежде, чем родить детей – «порочная практика». Глава Минздрава считает, что его инициатива не нарушает права женщин.

Министр добавил, раннее рождение детей якобы положительно влияет на карьеру женщины, потому что «она потом эту карьеру не разрывает». Такое заявление вызвало шквал негодования. Вот что пишут женщины в социальных сетях:

«А чем ребенка кормить? Пособием в 12 тысяч? Из них на квартиру 7-8 тысяч»

«"Порочная практика" сформировалась благодаря условиям жизни. К примеру, когда у тебя нет собственного жилья и приходится скитаться по съемным квартирам, а часть зарплаты идет на оплату жилья. Вот уж отличный план для повышения рождаемости. Или когда у тебя доход превышает на 1 копейку, и тебя лишают выплат на детей – тоже класс от государства. Об этих моментах глава Минздрава задуматься не желает»

«Теперь рациональное отношение к своей жизни на фоне тотальной неопределенности в наивысшей степени – это порок!»
Самое яркое высказывание сделала молодая мама из Екатеринбурга. Девушка задала 12  вопросов самому главе Минздрава. Многие СМИ растиражировали её речь. Женщина обратила внимание на низкие зарплаты молодых специалистов после института – девушек детородного возраста. Вот 3 вопроса из них:
«Кто после университета получает зарплату в 80+ тысяч рублей? Раскройте медианную (ту, которая у большинства) зарплату у женщин детородного возраста, особенно молодых специалистов. Средняя зарплата (если сложить и поделить на два зарплату дворника и олигарха) в Екатеринбурге в 2023 году – 69 тысяч 761 рубль. Медианная должна быть еще ниже. Заметим, что женщины в принципе получают меньше мужчин на 30%»

«И все-таки, кто должен содержать молодую маму с ребенком? Надо сидеть на шее у мужа или родителей? А если мужа (щедрого и любящего) заберут на СВО (возраст мобилизации ведь подняли до 55 лет) или его инфаркт хватит? Мужчины (вы же знаете?) живут меньше. На кого рассчитывать, если тебе не пришлось родиться в семье члена правительства или депутата?»

«Когда будет нормальная медицина? Качество медицинских услуг вообще оставляет желать лучшего. А ведь это сфера, за которую господин Мурашко непосредственно отвечает!»

Спустя неделю бурных обсуждений заявления Мурашко,  Минздрав опубликовал проект приказа  о внесении препаратов для прерывания беременности в перечень средств, подлежащих предметно-количественному учету, поскольку в аптеках практикуется отпуск лекарственных препаратов, в том числе без рецептов. Речь идет о лекарствах «Мизопростол» и «Мифепристон», которые медикаментозно прерывают беременность. Если заявление главного медицинского чиновника страны врачи по понятным причинам не комментируют, то инициативу о реализации таких препаратов по рецептам поддерживают. По словам специалистов,  самостоятельный прием таких таблеток для прерывания беременности без контроля врача может обернуться серьезными последствиями для здоровья и даже закончиться летальным исходом для женщины.
«Это грозит в первую очередь продолжением развития беременности. Произошел некроз децидуальной оболочки, что-то пошло не так и не произошло сокращение. Плод остался в полости матки. К чему может привести? К эндомитритам, в дальнейшем – к бесплодию. Летальный исход в любом случае может быть, так как может быть кровотечение, и женщина может не обратиться в стационар. Может быть и некроз, и перитонит, и всё отсюда вытекающее», – объясняет гинеколог Анна Мерзликина. 
В список препаратов, которые подлежат предметно количественному учету, входят лекарства содержащие  наркотические, сильнодействующие и даже ядовитые вещества. Пациенты могут получить эти средства только по определенному рецепту, который выписывает исключительно врач в больнице. Вскоре, возможно, в перечень включат и лекарственные средства для медикаментозного аборта.  Юристы говорят, в случае нарушения это может грозить и административной, и уголовной ответственностью.
«За нарушение порядка отпуска препаратов, которые подлежат реализации только по рецепту, предусмотрена как административная ответственность, так и уголовная. Административная – для фармацевтов в виде штрафа и дисквалификации от работы. Для ИП и юридических лиц – штрафы до 200 тысяч рублей. Что касается уголовной ответственности, это ст. 234 УК РФ – нарушение порядка отпуска, хранения и перевозки сильнодействующих и ядовитых веществ», – сказала юрист Наталья Куклина. 
Увеличивать рождаемость в стране нужно не с помощью запретов, как это обычно происходит, а с поддержкой государства, считают общественники и доулы. Доулы – это специально обученные компаньоны или помощники женщине при родах. Вместе с будущей мамой они проходят весь этап беременности до появления малыша. По словам доулы Дианы Гончаровой,  молодая мама должна иметь социальную гарантию, находясь в декрете.
«Увеличение рождаемости в стране должно начинаться не с запретных мер, а с мер поддержки. Когда женщина принимает решение о сохранении беременности, она прежде всего должна быть уверена в том, что она будет рожать ребёнка и иметь возможность воспитывать его в комфортных, достойных условиях. Женщина должна быть уверена, что ей есть где гулять и ходить с коляской, а не только всё в центре красиво, а в районе – на пандус не забраться. Женщина должна иметь возможность сохранить работу,  это социальная гарантия. Для российских женщин выход в декрет – это потеря в доходе и снижение уровня жизни. Очень сложно сохранить работу и зарплату, находясь в декрете», – уверена Диана Гончарова.  
По  данным ВОЗ, медикаментозный аборт на ранних сроках до 9 недель  считается самым безопасным способом.  Если инициатива Михаила Мурашко  по ограничению отпуска препаратов для медикаментозных абортов будет поддержана, это еще больше усложнит доступ женщин к ним. Сейчас проект находится на стадии публичного обсуждения текста проекта нормативно-правового акта. Приказ вступит в силу после официального опубликования. 


Молодая мама из Екатеринбурга ответила министру здравоохранения Мурашко, который накануне назвал стремление женщин построить карьеру, прежде чем родить детей, «порочной практикой». Публикуем ее тезисы.