«Сибирские морозы – большое препятствие для работы транспорта»: эксперт о планах запустить электробусы в Красноярске

1266

21 октября 2023


Трамвайная линия через Октябрьский мост в Солнечный, которую уже успели пообещать власти, может и не появиться. Вместо трамваев по мосту хотят пустить электробусы. Однако пока эксперты сомневаются в беспроблемной работе нового электротранспорта в условиях сибирских морозов. Подробности – в материале Business FM.

«Сибирские морозы – большое препятствие для работы транспорта»: эксперт о планах запустить электробусы в Красноярске

В мае 2023 года Красноярск подписал контракт с холдингом «Белкоммунмаш» на поставку 11 электробусов последней модели. Деньги в размере более 470 млн рублей на них были выделены по федеральному проекту «Чистый воздух». При очередной корректировке бюджета Красноярска было одобрено выделение средств на покупку еще 9 электробусов и строительство двух зарядных станций. Первые машины могут появиться в Красноярске до конца года, отметил начальник пресс-службы администрации города Максим Куваев:

«Согласно техническому заданию, транспортное средство должно вмещать не менее 80 пассажиров, должен иметь автономный ход не менее 50 км. Обязательное требование – оснащение электробуса системой ГЛОНАС, спутниковой навигацией, видеонаблюдение и подсчет пассажиров, а также наличие систем отопления и кондиционирования салона и кабины водителя, USB-разъемов для зарядки мобильных устройств, не менее двух информационных видеомониторов».

Однако в мэрии признают: ни у кого не было опыта использования электробусов в сибирском климате. И как новый электротранспорт себя поведет в таких условиях – никто не знает, говорит заведующий кафедрой автомобильных дорог и городских сооружений СФУ Вадим Серватинский.

«Сибирские морозы, наверное, все-таки большое препятствие, потому что нужно обогревать транспортное средство, аккумуляторы. В общем вопросов и рисков много. Насколько они [электробусы] ремонтнопригодны? Это обязательно должна быть инфраструктура теплого хранения, гаражного. Ну и насколько долго они будут эксплуатироваться в наших условиях. Потому что Красноярск – город сложный с точки зрения транспортного потока. если мы движемся вдоль Енисея, то с продольными уклонами у нас все хорошо. То есть практически горные условия, это возьмите Покровку, возьмите поперечное движение от Енисея на левый берег. На правый. Это, конечно, все энергозатраты. Поэтому, как поведут себя эти транспортные средства – большая проблема».

В Красноярске уже давно работают троллейбусы с запасом автономного хода до 15 км. Но и с ними не все так гладко, считает Серватинский. 

«Троллейбусы “Адмиралы” тоже, конечно, хорошо себя показали на единичных маршрутах, но они требуют очень капиталоемкую сеть, контактную. Там, где троллейбус идет не на аккумуляторах, а где ведется взаимодействие контактное – это же металл. Металл – это дорого, электроэнергия – потери достаточно большие. То есть транспорт экологический и вроде бы безопасный, но с другой стороны, это дорогостоящее удовольствие. 

Поэтому то и другое в условиях Сибири, наверное, имеет ограниченное применение, если город будет готов к тому, что разовьет инфраструктуру, не нужно забывать, что нужны какие-то зарядные станции очень быстрого действия. Аккумулятор – это не бензином наполнить, топливом, бензобак. Это достаточно длительный процесс, даже если какие-то суперскоростные зарядные станции, их нужно будет распределить по городу, провести электроснабжение и так далее. С моей точки зрения, минусов больше чем плюсов».

По сравнению с троллейбусом электробус более маневренный, поэтому для города вероятно он более предпочтителен. Но самым безопасным, дешевым и экологичным электротранспортом является трамвай, считает Серватинский. Однако, как стало известно на прошедшем заседании комиссии горсовета по бюджету, собственности и экономическому развитию, обещанная трамвайная линия через Октябрьский мост в Солнечный может и не появиться. Первый замглавы города, руководитель департамента финансов Красноярска Роман Одинцов сказал, что связь правого и левого берегов вплоть до Солнечного, возможно, будет осуществляться с использованием электробусов. Одинцов также отметил, что для замены всего городского транспорта на электрический к четырехсотлетию Красноярска, потребуется купить 600 электробусов.

Фото: Московский транспорт