«Специальный репортаж»: массовый убой скота из-за болезней

2131

26 октября 2023


В последние годы в крае и соседних регионах все чаще обнаруживают опасные заболевания животных, под нож пускают тысячи коров и свиней. Как правило – и здоровых, и больных. Такая тактика приносит горе в семьи крестьян, на время останавливает распространение заболеваний, но разгул вирусов не прекращает.

Что делать и как это может повлиять на продовольственную безопасность и цены выяснял Виталий Поляков. Подробности – в специальном репортаже.

Валентина Николаевна свою корову холит и лелеет 17 лет. Апрелька, так буренку зовут, отвечает взаимностью. Раньше давала по 20 литров молока каждый день, а сейчас постарела. На ее замену готовят Чернушку, молодую телочку. Когда Апрельки не станет, она должна будет кормить семью. Без коров в Бограде, что в 90 км от Абакана, сложно. Пенсия у Валентины Николаевны 15 тысяч, без подсобного хозяйства никак. Но теперь и Апрельку, и Чернушку придется сжечь. В селе у некоторых коров обнаружена заразная инфекция – узелковый дерматит. Власти приняли решение уничтожить все поголовье коров, коз и других сельхозживотных, больных и здоровых, чтобы вирус не проник в другие села и регионы и не принес еще больше бед.

Всего в Бограде планируют уничтожить более 1,5 тысяч животных. Владельцам выплатят компенсации – 159 рублей за кг живого веса коров, 128 рублей за кг мелкого рогатого скота. Мало, уверены люди. Животные у большинства дойные, их держат ради молока, а значит буренки, козы большого веса не набирают. Удивлены крестьяне и действиями ветеринаров. Тех коров, которые уже умерли, долгое время не забирали.

В 30-километровой зоне от очага заболевания объявлен карантин. На въездах в село ветеринары ведут санитарную обработку машин. В окрестных деревнях идет вакцинация животных. Власти и подрядчики, которые утилизируют животных, визиту СМИ были, очевидно, не рады.

«Я вынужден сейчас позвонить главе вашего региона, будете объясняться, хорошо?», – сказал исполняющий обязанности министра сельского хозяйства и продовольствия республики Хакасия Сергей Труфанов.

«Вы еще раз подойдите – вы потом этот микрофон себе в ж*** засунете», – пригрозил подрядчик по утилизации скота Максим Давыдкин.

Впрочем, как нам сообщают из Бограда, власти запугивают не только журналистов, но и местных жителей. За то, что они обращают внимание на нарушения, которые только способствуют распространению заболевания. Вот, что сообщают люди.

«После вот этих вот съемок, понимаете, мы же живем в деревне, нас потом администрация тюкала ужасно! Мне даже на работу министры позвонили, не то чтобы там уволить хотели, а просто, я так поняла, предупредительный звонок был. Транспортировка как продолжалась в открытых кузовах, через верх, так и продолжается. Сотрудники в этой одежде могут в магазин зайти продуктовый», – рассказали ТВК жители Бограда.

Вообще-то, узелковый дерматит – традиционное заболевание для Африки. Ее переносят, как правило, мухи и комары. Каким-то образом вирус сначала проник на Ближний Восток, затем на Балканы, а в 2015 в Россию. На Кавказ и вот – пожаловал в Сибирь. Стратегия массового убоя скота в очагах заболевания, очевидно, не помогает сдержать этот вирус. Он кочует из региона в регион, принося горе в семьи крестьян.

В 2017 году в поселке Зыково в окрестностях Красноярска в свиноводческом комплексе начался массовой падеж скота, специалисты выявили африканскую чуму свиней. Тысячи животных уничтожены не только в фермерском хозяйстве, но и во всех подворьях поселка. Тоже локальный режим ЧС, карантин, посты с санобработкой, компенсации за уничтоженных животных. Чума свиней не лечится, вакцины нет.

В марте 2023 года на юге края в Минусинском районе выявлен очаг все той же африканской чумы свиней. Выяснилось, что у местного фермера начался падеж скота, властям говорил, что свиньи наелись химикатов и оттого сдохли. Местный ветеринар поверил предпринимателю на слово и проверку не учинил. Позже, когда выяснилось, что животные умерли от африканской чумы, и стало понятно – поголовье целого поселка нужно уничтожить, ветврач покончил с собой.

Регулярные вспышки африканской чумы свиней в России не могут не отражаться на стоимости мяса. В 2023 году цена свинины в стране достигла максимума на 8 лет. Но заболевание – не главная причина роста цен. Все-таки массовый забой скота, как правило, не касается крупных производителей, которые и диктуют цены.

Вспышка узелкового дерматита в Хакасии тоже пока не оказывает влияние на стоимость говядины в Красноярске. Масштаб забоя не тот, что может повлиять на рынок. К тому же, из-за высокой цены спрос на говядину в крае относительно низкий.

Но разгул вирусов, опасных для животных, рано или поздно может привести к большим потрясениям. Хотя для жителей Бограда – это уже сейчас трагедия, которая порождает домыслы и теории заговора. Люди считают, что животных массово уничтожают не в целях борьбы с распространением заболевания, а в интересах больших агрохолдингов. Чтобы свое мясо не выращивали, а покупали в магазинах. Председатель комитета по делам села краевого парламента Владислав Зырянов уверен, что массовым забоем скота злоупотреблять не стоит.

«Дай волю крупному бизнесу – он уничтожит все вокруг. У нас по свиноводческим хозяйствам по всей России после вспышек вводились требования, когда людям просто запрещали на подворьях держать свиней. Не согласен с тем, чтобы всю продовольственную безопасность региона и страны обеспечивали только крупные промышленные комплексы. Большие холдинги не сохранят сельский образ жизни, а маленький фермер с 30 головами скота – почему нет? Прекрасное мясо, прекрасный приработок в семье».

Специалисты считают, что ветеринарное благополучие на селе – это общее дело. Властям и крестьянам не ссориться бы, а решать проблемы вместе, слышать друг друга. Изменение климата, глобализация приносят в наш регион заразы, о которых раньше на селе и не слышали. Чума свиней в стране появилась 16 лет назад, узелковый дерматит – 8 лет. 21 век, вероятно, принесет еще не мало угроз, к которым готовиться нужно уже сейчас.