«Культ_тур»: завершение арт-резиденции «АванПост» в Красноярске

653

14 декабря 2023


Спирогенетический сеанс, перфочитка и аудиоинсталляция. В Красноярске завершилась арт-резиденция «АванПост». Темой этого года стала наука. Участники творческой лаборатории в течение нескольких недель изучали генетику, физику и химию, а потом собирали все свои мысли и наработки в необычный культурный формат. Что получилось в итоге? Смотрите в рубрике «Культ_тур».

Не так давно ТВК рассказывали о творческой лаборатории от театра «ВСПЫШКА» – «АванПост», где за несколько месяцев участникам нужно было погрузиться в тему и создать что-то свое. В этот раз случился самый настоящий вызов – авторы должны были через искусство отобразить любой аспект науки. Получилось экспериментально и интересно. В творческом меню предлагали аудиоинсталяции, перфочитки, перфоманс-рассуждения и не только.

Например, ТВК попытались изучить звук на перформативной аудиоинсталяции от Анны Мак. Она музыкант-перкуссионистка, то есть играет на ударных музыкальных инструментах. И как человек, плотно взаимодействующий со звуком, девушка хотела рассказать, откуда он берется, существует ли источник звука, если человек его не видит. Сейчас, рассказала участница арт-резиденции, на повестке очень много визуальных контекстов, но звук имеет равноценное значение. К участию в своей аудиоинсталляции Анна также пригласила ученых, которые помогали раскрывать тему глубже.

«Я взяла и углубилась в исследования, и предлагаю сегодня посмотреть на звук, как на нечто отдельное от источника, который его издает. То есть, как если бы у нас не вырабатывалась в мозгу линия движения, что мы слышим звук и направляем внимание, где мы его слышим. В нашем восприятии звук всегда привязан к чему-то. В течение лаборатории я изучала звук, как некоторое отдельное явление – как он рождается, как он вступает во взаимодействие с телом. В числе прочего я создала звуковую инсталляцию – это звуки химической лаборатории, которую можно послушать», – поделилась участница арт-резиденции «АванПост. Искусство науки» Анна Мак.

К слову, в арт-резиденции ученые выступали не только как спикеры и лекторы, но и как участники. Яркий пример – Ярослава Бережная. Она сама инженер Научно-исследовательского института химии и химической технологии. В один день она рассказывает о том, что же такое звук, в другой – представляет свою работу «Вот эта реакция». Это плейбек-эксперимент, где авторы задались целью провести черту между живым и неживым – сравнить человеческие взаимоотношения с химическими реакциями. Как оказалось, поделилась Ярослава, эта граница очень прозрачна.

«Мне было сложно отойти от сухого языка. Меня просили: «Добавь характеристик». Плейбек-театр подразумевает, что там минимум слов и больше характеристик, поэтому нужно, чтобы человек заранее знал какие у него характеристики. Мне также говорили, что нужно добавить характеристик, что человек делает, что чувствует, какой он. И я давай про вещества смотреть. Мало знать, какой механизм реакций, нужно еще найти аналогию среди людей. Когда ты думаешь про людей, действительно писать легче», – рассказала участница арт-резиденции «АванПост. Искусство науки» Ярослава Бережная.

На выставке, например, прошел и танцевальный перфоманс-рассуждение. О том, что такое близость и как она влияет на состояние человека. Кто такие – тактильные или нетактильные люди? И нормально ли чувствовать неловкость при объятиях? Каждая постановка – новое значение и новый вызов. Как рассказать о физике, химии или генетике так, чтобы тебя поняли? Оказалось, задача не из легких, но выполнимая.

«Наши постановки далеки от простого понятия спектакль, потому что они все перформативные, они все для нас – вызов. Мы просто выходим и пробуем те смыслы, которые мы вместе с учеными наработали. Как они будут преломляться через ту форму, которую мы им дали, и через зрителя, который придет», – поделилась куратор арт-резиденции «АванПост. Искусство науки» Мария Булатова.

Четвертая арт-резиденция «Аванпост» завершила свою работу, но итоги в виде постановок живы и процветают. Многие участники поделились, что хотели бы продолжить дело и разместить в общественном месте инсталляцию или показать публике постановку. Сами финальные показы были для них скорее возможностью получить обратную связь, чтобы продолжить развитие.