«Новая машина за миллион – только Лада Гранта»: эксперты о ситуации на авторынке и том, когда авто начнут дешеветь

4309

1 февраля


Пять лет назад за миллион можно было купить «свежую» Kia Rio, а сейчас – только 15-20-летнего «японца». По данным статистиков, только за последние три года цены на автомобили в крае выросли в 2 раза. Есть ли предел этому росту? И какие автомобили красноярцы выбирают в нынешних условиях? Об этом ТВК поговорили с экспертами.

«Новая машина за миллион – только Лада Гранта»: эксперты о ситуации на авторынке и том, когда авто начнут дешеветь

ТВК запросили статистику по динамике цен на авто за последние 3 года. Данные предоставил Красноярскстат. Так, в декабре 2020 года приобрести новую иномарку в Красноярском крае можно было за 1 млн 119 тысяч рублей. В декабре 2023 года иностранный автомобиль обойдется уже в 2 млн 285 тысяч.

Подержанную иномарку в 2020 году, в среднем, можно было купить за 570 тысяч. Сейчас же такая машина будет стоить более миллиона. Впрочем, рост цен затронул и отечественные авто. В 2020 году новый ВАЗ можно было приобрести за 636 тысяч рублей, теперь – за 1 млн 157 тысяч.

Резкое повышение цен на машины началось в 2022 году вместе с уходом иностранных компаний. Россию покинули большинство зарубежных марок, поэтому у покупателей остается небольшой выбор. Первый вариант – это новый автомобиль с гарантией, но есть одно «но»: он будет либо китайского производства, либо отечественного.

Второй вариант – привезти машину из другой страны по параллельному импорту, однако владельцу придется заплатить утилизационный сбор. В августе 2023 года ставку на утильсбор подняли в несколько раз. Это коснулось всех юридических лиц и тех физических лиц, кто решил приобрести машину с большим объемом двигателя. С введением новых правил утильсбора доля параллельного импорта в России существенно снизилась, сообщает «Автостат». Привезти машину из-за границы стало в разы сложнее.

Третий вариант – приобрести подержанный автомобиль. Хоть найти б/у машину в хорошем состоянии на вторичном рынке – довольно проблематично, красноярцы все еще не готовы отдать предпочтение китайским автомобилям, отмечает Александр Ческидов, директор компании «Автопокупатель.рф».

«Японцев как покупали, так и будут покупать. Просто старый Civic несколько лет назад стоил 300 тысяч рублей, а сейчас его также покупают за 500-600 тысяч. Это вечные машины, поэтому люди от них не отказываются. Они пока не готовы пересаживаться на китайские авто. Их покупают только те, кому принципиально нужна гарантия на машину», – отмечает Александр Ческидов.

Здесь стоит добавить, что по статистике на данный момент китайские машины действительно находятся в топе по продажам в России среди новых авто, но это объясняется эффектом «низкой базы» и уходом зарубежных марок. Александр Ческидов говорит, что сейчас китайским брендам даже приходится снижать цены, чтобы реализовать ввезенные в Россию машины:

«Китайцев ввезли в страну так много, что в запасах находится еще около 200 тысяч автомобилей. Поэтому они с каждым месяцем дешевеют. С этими автомобилями не все так однозначно. Люди пока не знают, что с ними будет на 100, 150 тысячах пробега – это покажет лишь время. Поэтому сейчас эти автомобили покупают, в основном, только через сарафанное радио, по отзывам знакомых».

Впрочем, большинство из тех, кто все же решается прибрести новый китайский автомобиль, совершает покупку в кредит, говорит Александр Ческидов. Такую же тенденцию отмечает и Николай Белых – руководитель компании «Автособственник.РФ». По его данным, доля кредитных сделок в общей массе составляет до 90%. Рост выдачи автокредитов в 2023 году подтверждает и статистика «Драйв Клик Банка» (это дочерний банк ПАО Сбербанк, специализирующийся на выдаче автокредитов). Там рассказали ТВК, что в 2023 году количество выданных автокредитов увеличилось на 60% по сравнению с предыдущим 2022 годом. Однако в последние месяцы объем автокредитования снизился в связи с высокой ключевой ставкой ЦБ. Центробанк начал последовательно повышать ее с июля, в декабре доведя до 16%.

«Сейчас мы находимся в режиме стагнации. В большей степени рост цен пока остановила ставка Центробанка. Она является сдерживающим фактором. Если в будущем ставка ЦБ изменится в благоприятную сторону, то цены вновь пойдут вверх. Людей, готовых приобрести авто за наличные, – единицы. В основном, люди берут автокредит и потребительский кредит на покупку машины», – сообщил Николай Белых.

Оба эксперта сходятся во мнении: если вы планируете приобрести новый автомобиль, то сделать это лучше сейчас. Поскольку в будущем ставка ЦБ, вероятно, понизится, и людям снова станут доступны кредиты по невысокой ставке. Это повлечет за собой повышенный спрос, а следом – новый рост цен в условиях ограниченности рынка.

Николай Белых: «Я рекомендую не ждать снижения ставки. Если ставка изменится, то и цены пойдут вверх, так как спрос повысится. В идеале, конечно, всегда сначала купить новый авто, а потом неспешно продать свой максимально дорого. Но редко кто может это себе позволить».

Александр Ческидов: «Цены будут расти ближайшие два года. Новых машин не предвидится, дилеры все закрыты. Ситуация сложная».

Если вы планируете приобрести новый автомобиль из салона, то он будет либо китайский, либо отечественный. Цены на «китайцев» стартуют, в среднем, от 2 млн за минимальную комплектацию. Полноприводная Omoda C5 обойдется в 2,5 млн рублей. Цены на Haval Dargo X начинаются от 3 млн рублей. Стоимость Cherry Tiggo 8 стартует от 2 млн 330 тысяч.

Впрочем, более бюджетным вариантом станет отечественный авто. Самой доступной новой машиной в России стала Lada Granta – цены в салоне на нее стартуют от 1 млн рублей. Однако далеко не все покупатели согласны на отечественный авто, подчеркивают эксперты.

«Есть позиции, когда действительно лучше рассмотреть отечественный автопром, если у человека небольшой бюджет. Мы предлагаем поступить так нашим клиентам, но они редко соглашаются. Все-таки привыкли к старым японцам – им отдают предпочтение. Lada Granta за миллион мало кто хочет купить», – говорит Николай Белых.

Если говорить о подержанных авто, то за миллион это будет 13-14-летний автомобиль из Японии. Например, Mazda 3 примерно 2009 года выпуска. Также можно поискать Kia Rio или Hyundai Solaris 2012 года, но вероятность найти «живой» автомобиль в этом сегменте будет невелика. Если же ваш бюджет – 500-600 тысяч – это снова японцы, но уже 20-летние. Например, Honda Civic, Toyota Corolla или Toyota Carina.


Читайте по теме: