Урбанист подсчитал, сколько будет стоить проезд на метро в Красноярске

5464

5 декабря 2024


Урбанист Аркадий Гершман проанализировал, во сколько обойдется строительство метротрама в Красноярске, и подсчитал возможную цену билета. Специалист также объяснил, почему метро не повлияет на пробки в Красноярске и в чем главные проблемы проекта. Публикуем его мнение.

Урбанист подсчитал, сколько будет стоить проезд на метро в Красноярске

Сколько будет стоить проезд на метро?

По подсчетам урбаниста, постройка туннелей по нынешнему проекту в Красноярске обойдется в 88 млрд рублей. На обсуживание метротраму потребуется 2,2 млрд рублей в год.

Проблема в том, что пользоваться метро, по прогнозу урбаниста, будут только 8 тысяч жителей, а в городе – примерно 1,2 млн.  Охват – меньше 10%. 

«С учетом времени на путь до станции, спуск, подъем, ожидание поезда и путь для жителей Взлетки и почти всех остальных метротрам ничего не поменяет. На автобусе, пешком или на авто добираться до центра будет быстрее. В выигрыше останутся разве только жители районов на концах линии или те, кому нужно будет ехать с окраины на окраину транзитом», – поясняет Аркадий Гершман.
Эксперт посчитал: с учетом низкого охвата себестоимость месячного лимита на метротрам составит 3300 рублей. Это 83 рубля за поездку. Такая цена окупит лишь поддержание системы в рабочем состоянии, без докупки вагонов и создания новых станций.

«Так как станций мало, большинству нужно будет ехать до них на автобусах. Выходит, около 5 тысяч рублей в месяц красноярцу придется выложить за месячный абонемент на метротрам + поездки на автобусе»
Урбанист отмечает: в случае если у метротрама появится линия из Солнечного в Северный на Октябрьский мост с подключением существующих линий на правом берегу, себестоимость поездки будет значительно дешевле.

В таком случае за те же деньги метротрам будет охватывать 186 тысяч красноярцев. Безлимит на месяц будет стоить 1800 рублей – это 45 рублей за поездку.


Почему в Красноярске не нужно метро? 

Метро – это дорого и долго, отмечает Грешман. Для его постройки и запуска нужно 3 вещи:

  1. Большой поток людей

  2. Огромные бюджетные вложения

  3. Непрерывность финансирования

«Только если 3 фактора совпадут, имеет смысл приступать к стройке. У изначального плана метро Красноярска не сложилось ни с одним из этих факторов. Статус города-миллионника не означает, что метрополитен оправдан», – поясняет урбанист.
По его мнению, даже такие богатые регионы, как Красноярский край, не могут позволить себе покрыть такие расходы.

«В этой ситуации все завязывается не на институции, а на личности. Поэтому с назначением губернатора или мэра, все нужно начинать заново. Напомню, метро строится минимум 5-10 лет при прочих идеальных условиях. А когда у вас каждые пару лет новый варяг и новые планы, то вы разве что можете поставить новые детские площадки во дворы и плитку укатать и администрации», – говорит Гершман. 
В пример урбанист приводит европейские города. Там метро выглядит как сочетание подземных и наземных станций, потому что  для европейцев рыть только подземные станции – «дорогое удовольствие».  Например, в метро Стокгольма из 100 станций – лишь половина под землей. 


В чем проблема существующего проекта метро в Красноярске?

Эксперт считает одним из главных промахов проектировщиков метро использование в проекте старых туннелей, которые вырыли еще в 90-х. 

«Сначала достройку подземной метрочасти обосновывали уже построенными туннелями, но при более детальной проработке специалисты сказали, что это все усложнит и сделает проект дороже. Предложили построить новые неглубокие туннели со станциями в центре города. Как я понимаю, политически было решено не слушать специалистов и строить метротрам на базе существующих туннелей. В центре города все станции будут глубокими, а пассажиры будут тратить 5 минут на спуск и 5 минут на подъем. И это при том, что между станциями - 10-15 минут пешком», – отмечает Аркадий Гершман.
По его мнению, уход линии под землю обоснован лишь между центром города и Покровкой из-за перепада рельефа. Главной транспортной проблемой Красноярска Грешман называет связь левого и правого берега. По его мнению, мосты через Енисей – самые узкие места, которые собирают заторы. 

«В изначальных планах на метротрам это игнорировали. Надо сказать, для раскатывания столь дорогой системы недостаточно связать центр города с двумя районами по бокам. Нужен больший охват, умные люди это понимали. Поэтому в какой-то момент здесь предложили одновременно с рытьем туннелей реанимировать трамваю сеть на правом берегу. А заодно вернуть пути на Октябрьский мост, а потом дотянуть линию до отдаленного микрорайона Солнечный по земле. Только от линии через Енисей в Солнечный по сути отказались, ремонт существующих путей вызывает фейспалм, потому что там построили платформы настолько узкие платформы, что там небезопасно ждать», – заключает урбанист. 

В сложившейся ситуации эксперт называет две возможные проблемы: смену губернатора и ответственных за транспорт и долг Красноярска в 75 млн рублей. 


С полным мнением урбаниста можно познакомиться в его ролике на YouTube-канале.


 Рекомендуем по теме: