Угольный путь: почему его планируют проложить через порты Красноярского края и как это отразится на экологии

1208

28 февраля 2023


Федеральные власти планируют перевозить уголь по Енисею через Северный морской путь в Азию из портов Красноярска и Лесосибирска. Экологи предупреждают, что это может обернуться значительным усугублением экологических проблем городов края. Подробности — в материале Business FM.

Угольный путь: почему его планируют проложить через порты Красноярского края и как это отразится на экологии

После введения западных санкций Россия перевела многие экспортные потоки на Восток. Из-за чего в разы увеличилась нагрузка на Транссибирскую магистраль и БАМ. В ноябре глава Кузбасса жаловался, что из-за «пробок» на железной дороге в регионе застряли 12 тысяч вагонов. Везли восемьсот тысяч тонн угля.

В февральском докладе Центробанка «региональная экономика» сказано, что, по мнению представителей сибирского угольного бизнеса, одной из основных проблем становится рост издержек при экспорте угля на азиатские рынки – увеличились расходы на фрахтсуда, услуги страхования, выросли железнодорожные тарифы.

«Поставки в Азию через порты Юга и Северо-Запада уже находятся на грани рентабельности. Но компании продолжают экспорт, чтобы не сорвать сроки контрактов, не потерять новых клиентов», – говорится в отчете ЦБ.

Поэтому Минтранс России планирует запустить в этом году еще один маршрут в Азию через северный морской путь по Енисею. Этот вопрос рассматривался на заседании президиума комиссии по вопросам развития Арктики. Как сообщили в пресс-службе аппарата полпреда президента в Дальне-восточном федеральном округе Юрия Трутнева, по предварительным расчетам, стоимость перевозки угля по реке Енисей через Северный морской путь удовлетворяет требованиям логистики угольной компании.

«Для организации пилотных отправок угля в навигацию 2023 года Минтранс России предложил рассмотреть использование инфраструктуры речных портов Красноярск и Лесосибирск для погрузки угля на речные суда с дальнейшей доставкой груза в морской порт Дудинка для перегрузки на морские суда и морской перевозки через акваторию Севморпути», – отметили в пресс-службе.

Пока неясно каким именно способом будет производиться перевалка угля в портах Красноярска и Лесосибирска. Но в России это в основном происходит открытым способом. Последствия такой перевалки в полной мере в течение многих лет ощущают на себе жители города Находка Приморского края. Город утопает в угольной пыли, которую приносит из порта. И хотя летом 2017 года находкинский школьник дозвонился на прямую линию Владимира Путина и попросил решить проблему, в январе 2023 года жители города все еще жаловались на загрязнение угольной пылью бухты Находка.

«Если делать, как в развитых странах – накрывать, увлажнять, орошать, чтобы не было раздувания, то это хороший экономический прогресс для региона. Но это, конечно, дороже. Пойдут ли на это наши перевозчики? Если это будет делаться так же, как и в большинстве своем – открытым способом, все это будет разуваться, перевалочные базы окажутся в угольной пыли. Это самое страшное, когда мелкие частицы, насыщенные почти всей таблицей Менделеева, летят в воздухе, а люди этим дышат», – комментирует председатель красноярской общественной организации «Экологически чистый и свободный от коррупции край» Павел Гудовский.

Пока нет оснований считать, что в Красноярске на транспортировке угля не будут экономить, продолжает Гудовский: 

«Экология стоит денег, и любое действие, связанное с загрязнением, будь то выбросы при производстве или, как в данном случае, перевозке угля, нуждаются во вложениях. У нас же все экономят, надзорные органы за всеми успеть не могут, да и природоохранное законодательство у нас еще пока жидкое – не позволяет жестко реагировать на природоохранные нарушения и стимулировать представителей бизнес-сообщества не допускать экологических проблем».


В феврале этого года режим НМУ в Красноярске едва успевали снять, как снова вводили. За последние несколько лет экологических улучшений нет – многократные обещания не выполняются, а удущающая дымка не уходит. Почему так происходит? Обсудили это в специальном эфире ТВК с экспертами и телезрителями. Существенный экологический ущерб нанес недавний пожар на складе холодильников, утверждают специалисты. Вблизи места ЧП Роспотребнадзор зафиксировал превышение диоксида азота и взвешенных частиц в воздухе.