Дело экс-председателя правительства Красноярского края Юрия Лапшина: почему ему дали огласку только спустя полгода

1275

1 августа 2023


Экс-председателя правительства Красноярского края Юрия Лапшина обвинили сразу по нескольким статьям – превышение должностных полномочий и воспрепятствовании предпринимательской деятельности. Незаконная деятельность чиновника связана с двумя эпизодами – красноярским метро и лесоперерабатывающим производством в Лесосибирске. Что известно о деле и почему ему так долго не давали огласку? В материале ТВК

Ограничения на площади Революции впервые появились в начале сентября 2022 года. Практически год эта территория простояла нетронутой. О том, что, возможно, здесь когда-то появится одна из станций красноярского метротрама свидетельствовали только плакаты – «Здесь будет метро». Но, неожиданно для всех горожан, на площадках Шахтеров, Копылова и площади Революции начались активные работы, что довольно парадоксально, ведь на многих ответственных за строительство подземки заведены уголовные дела. Одним из последних, в чьем деле появились подробности, стал бывший премьер-министр края Юрий Лапшин.

Это первое официальное подтверждение уголовного дела на Юрия Лапшина от правоохранительных органов. Впервые информация об уголовном преследовании на тот момент премьер-министра региона появилась в СМИ еще в феврале, перед отставкой Александра Усса. В течение полугода ни краевое правительство, ни сам Лапшин не комментировали эту информацию.

Тем временем правоохранители уже расследовали дело Лапшина. Как сообщили в прокуратуре, Лапшина обвиняют по двум эпизодам. Первый связан с метро. В сентябре 2019 года «Краевое транспортное управление» заключило госконтракт с фирмой «КрасноярскТИСИЗ». Спустя несколько месяцев компания отчиталась, что провела инженерные изыскания и подготовила документацию, но сами работы выполнили не в полном объеме. О недостатках знали тогда еще министр транспорта края Константин Димитров, а также председатель краевого правительства Юрий Лапшин. Последний, по данным следователей, все равно дал Димитрову указание подписать акт приемки-передачи работ на сумму более 742 миллионов рублей. Министр транспорта выполнил свою часть уговора и получил взятку от представителя субподрядчика в 5 млн рублей за дальнейшее покровительство. Дело Димитрова уже рассматривает суд, а вот дело Лапшина по-прежнему не комментируют даже в правительстве, однако уточняют, что на ход работ по строительству метротрама это не повлияет. Коллеги бывшего премьера региона также немногословны.

«Не знаю ничего, даже никаких подробностей. Сижу и читаю новости. Ей богу, это даже не входит в переделы моей компетенции. Вы, наверное, в 10 раз больше знаете», – заявил и.о. заместителя губернатора Красноярского края Сергей Еремин.

Строительство красноярского метро уже давно превратилось в общегородской сериал, который постепенно переходит в жанр коррупционного детектива. Сами жители за столько лет обещаний уже не питают надежд увидеть подземку, а вот власти, наоборот, этой идеей горят.

Обещанного метро красноярцы ждут уже 28 лет, и все это задокументировано. В 1995 году торжественно перерезали ленту и пили шампанское в знак начала работ по строительству подземки. С тех самых пор каждый уважающий себя губернатор Красноярского края обещал, что метро в Красноярске непременно будет. Например, бывший губернатор края Александр Усс – непосредственный начальник Лапшина, использовал метро, как свой главный пиар-ход.

«План всегда остается планом. Тем не менее, уверенность в том, что метро действительно будет реализовано к 2024, максимум к 2025 году, сегодня очень высока», – отметил экс-губернатор Красноярского края Александр Усс.

В 2023 году метро даже не близко, а подробности новых уголовных дел продолжают всплывать. Все чаще их фигурантами становятся высокопоставленные чиновники вроде Лапшина. Но и это не единственная претензия правоохранителей к премьеру. Так, помимо подземки, Юрий Лапшин оставил след еще в одном эпизоде незаконной деятельности. В конце декабря 2021 года в краевой Минлесхоз с заявкой обратилась компания «Базис». Организация хотела создать лесоперерабатывающее производство в Лесосибирске. На разработку концепции все работы фирма потратила 33,5 млн рублей. Заявку согласовали на всех этапах и направили на подпись Юрию Лапшину. Однако он не стал ее утверждать. Как выяснилось позже, он одобрил заявку другой компании, которая планировала работать на той же территории. За этот эпизод Лапшину вменяют воспрепятствование законной предпринимательской деятельности. Сейчас обвинения по метро и лесу правоохранители объединили в одно производство. Политологи считают, что делу Лапшина так долго не придавали огласку, потому что хотели дать возможность Уссу уйти в отставку без скандалов.

«У меня впечатление, что у Александра Викторовича есть настойчивые недоброжелатели, которые продолжают под него копать. Что касается ответственности, то безусловно губернатор отвечает за все, что происходит в крае, и ситуация, в которой председателя правительства после его ухода привлекают к уголовной ответственности, прямо бросает на него тень. То, что касается Лапшина, то он еще более был погружен во все эти процессы. Вопрос в том – покровительствовал он этому и имел какой-то интерес или это происходило потому, что он относился к работе спустя рукава», – заявил политолог Кирилл Дюндик.

Теперь строительством метротрама занимается компания Бамтоннельстрой-Мост, а сам долгострой, судя по всему, перейдет по наследству новому губернатору. Сейчас его обязанности исполняет Михаил Котюков.


Напомним, в феврале 2023 года «РИА Новости» со ссылкой на на источники сообщили, что на главу краевого правительства Юрия Лапшина заведено уголовное дело. Сам Юрий Лапшин отказался комментировать уголовное дело и не подтвердил ТВК эту информацию. В краевом правительстве также заявляли, что о деле против Лапшина ничего не знают. В апреле 2023 года стало известно, что Юрий Лапшин покидает пост руководителя краевого правительства.Он написал заявление об отставке, которое принял врио губернатора Михаил Котюков. Несколькими днями ранее о своей отставке заявил и губернатор Александр Усс. 31 июля 2023 года о расследовании в отношении Лапшина сообщили в прокуратуре

Второй фигурант дела – экс-министр транспорта Константин Димитров – признал вину. Его задержали еще в июле 2022 года. В апреле 2023 года Михаил Котюков снял Димитрова с должности министра транспорта. Прокурор Красноярского края заключил с Димитровым досудебное соглашение, по которому он рассказал об обстоятельствах преступления, указал на других причастных. Сейчас он находится под домашним арестом. Димитрову грозит от 3 до 10 лет лишения свободы.

Разработчик и проектировщик красноярского метрополитена Олег Митволь находился в СИЗО больше года. В июле 2023 его выпустили под домашний арест. Митволя подозревают в хищении 900 млн рублей. Он признал вину и сотрудничает со следствием. В изоляторе у Митволя со счетов украли 25 млн рублей, а потом еще $150 тысяч со счета в ОАЭ, сообщил ТАСС. Кроме того, в СИЗО у Олега Митволя начались проблемы со здоровьем, он попадал в краевую туберкулезную больницу.