Половина Airbus neo перестали летать из-за износа двигателей: какие проблемы есть у российской авиации?

969

26 ноября


В России по техническим причинам перестал летать каждый второй самолет Airbus neo, сообщает «Коммерсант». По данным издания, в стране простаивают 34 судна из 66. Это половина данного семейства в стране. Причина – сложность в обслуживании двигателей. Эксперты говорят, что проблемы есть и связаны они с импортными запчастями и самолетами. Что сейчас происходит с российским авиапарком?

Этот материал вы также можете посмотреть во «ВКонтакте».


Изначально про приостановку полетов Airbus neo сообщили в издании «Коммерсант». Журналисты выяснили, что на 20 ноября 2024 года в России простаивают более половины всего парка Airbus A320neo и А321neo. Причина – санкции, которые начали вводить после начала СВО.

Поэтому обслуживать американские двигатели сложно. Из-за этого перевозчики экономят ресурсы, уточняют в «Ъ». Так, у авиакомпании S7 припаркованных аэробусов 31 из 39 возрастом от 3 лет, они оснащены двигателями Pratt & Whitney. Их ресурсы компания планирует экономить до следующего высокого сезона – то есть стоять они будут в зимний период.

Однако, по словам экспертов, проблема с двигателями этого типа не только в России, а по всему миру. Всего парк Airbus neo составляет примерно 10% от иностранного магистрального флота России.

«Теперь они стали заложниками того, что двигатели оказались проблемными. И по всему миру стоят несколько сотен самолетов с такими же двигателями и не летают по нескольким причинам. Потому что было несколько отзывных компаний – там найден дефект. Во-вторых, организовано техническое обслуживание таким образом, что эти двигатели можно обслуживать только на заводах изготовителя. А их по всему миру можно пересчитать на пальцах. В России проблема усугубляется в том, что если иностранная авиакомпания через год может этот двигатель получить обратно в нормальном состоянии, отремонтированном. То в России оно усугубляется тем, что санкции. Нельзя эти двигатели отправить изготовителю», – рассказал авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин.

Вместе с этим эксперты прогнозируют уменьшение пассажиропотока. По данным главы Росавиации Дмитрия Ядрова, он может сократиться на 7%, то есть до 98 млн человек к концу этого года. В 2023 году он составлял 105 млн. Соответственно, цена на билеты увеличится.

«Поскольку самолеты выводятся в нелетное состояние и чем меньше самолетов, ты снижаешь рейсы, снижается прибыль. И финансовое положение компании становится незавидным. Ничего нельзя делать такого, что бы поставило двусмысленную ситуацию с технической безопасностью. Ты можешь использовать только оригинальный двигатель, оригинальные запчасти. Как уж ты их привозишь – это целая история. Можно шпионские романы писать, поскольку никаких рисков быть не должно, ни малейших. Или просто сиди, не летай, уходи из этого бизнеса, закрывай авиакомпанию. Каждая авиакомпания выкручивается по-своему», – отметил директор по продажам и развитию компании SV CHARTER Сергей Вехов.

Тем временем стало известно, что руководители крупных авиазаводов России ушли со своих постов. Речь идет о гендиректоре АО «Туполев» Константине Тимофееве и управляющем директоре ПАО «Яковлев» Андрее Богинском. По данным «Ъ», их могли уволить по указанию Михаила Мишустина «за провал программы гражданской авиации». Отметим, что «Яковлев» производит самолеты МС-21 и Sukhoi Superjet 100, а «Туполев» – Ту-214. И как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источники, уход главы «Туполева» связан с тем, что завод не поставил авиакомпаниям ни одного нового пассажирского Ту-214 с 2022 года.

«Передача управления на уровень головной компании ОАК позволит сконцентрировать все ресурсы корпорации на выполнении конкретных задач по своевременной сертификации и запуску серийного производства линейки отечественных гражданских лайнеров», – отмечают в «Объединенной авиастроительной корпорации».

Что касается отечественных импортозамещенных самолетов, а именно МС-21, то его планируют поставлять в 2025-2026 годах. Ранее серийные поставки назначали на 2024 год, но в «Ростехе» заявили, что сроки перенесли. А в 2023 стало известно, что на проект по выпуску этого самолета из «Фонда национального благосостояния» выделят более 280 млрд рублей.

Сейчас, как заявляет глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, специалисты завершают все испытания судна. МС-21 должен стать альтернативой Airbus A320, а также Boeing 737. Однако специалисты авиационной отрасли считают, что запуск серийного производства – процесс трудоемкий и небыстрый. Кроме того, ситуацию осложняет и дефицит специалистов в авиастроении.

«По оценкам снизу, я вам готов сказать, что это зависит от многих направлений. Например, от кадровой политики. У нас огромная проблема с профессиональными кадрами. Старое поколение, которые умели работать руками и знали как, наверное, были жестко отодвинуты. Не успели передать свои наработанные опыт и навыки молодому поколению. Отсюда и провал. Даже если мы научимся производить оборудование, либо закупим где-то по миру, у нас пока есть огромный дефицит кадров, в том числе в авиастроительной отрасли», – рассказал ТВК бывший летчик Иван Злобин.

В 2023 году Владимир Путин во время прямой линии и пресс-конференции заявил, что Россия планирует произвести более 1 тысячи собственных самолетов к 2030 году, но затем объемы уменьшили до 990 самолетов. Однако даже с учетом понижения планки, эксперты считают, что на подобное масштабирование производства нужно минимум 10-12 лет. Однако, по словам авиаэкспертов, другого выхода, как начать собственное авиастроение, у России нет.

Похожее по теме: